Выбрать страницу

Когда у моего хождения в храм появится результат?

Когда у моего хождения в храм появится результат?

Письмо в редакцию: Скажите, пожалуйста, есть ли такой момент, когда про человека можно сказать, что теперь он может называть себя настоящим верующим, что он достиг какого-то результата? С одной стороны, в Церкви часто слышишь, что все несовершенны и до настоящих верующих всем еще далеко, а с другой стороны, сколько ты ни стараешься делать, что тебе предписывают, больше воцерковляться, внутри нет ощущения, что ты продвинулся куда-то серьезно. Как понять, что ты не зря в церковь ходил и что вот у тебя есть результат? Простите, если это наивные вопросы, но я не могу в этом разобраться, и у меня, если честно, опускаются руки, появляется какая-то апатия к церковной жизни в последнее время из-за того, что не могу сказать, чего я достигла за годы хождения в храм.

Ксения, Орел

Отвечает Александр Ткаченко

Любому человеку свойственно оценивать успешность дела, которому он посвятил много времени и сил, по результатам этого самого дела. И церковная жизнь здесь вряд ли является каким-то принципиальным исключением. Если человек много лет ходит в храм, молится, читает Священное Писание, старается выстраивать свою жизнь по заповедям Евангелия, то мысли о том, насколько успешны его действия в этом направлении, абсолютно естественны и закономерны. Но здесь его подстерегает одно серьезное искушение, о котором, к сожалению, мало кто задумывается.

Тезис 1:

Пройденный путь мы часто обесцениваем, сравнивая его с тем, чего еще не достигли.

Дело в том, что есть два способа оценить свое текущее состояние. Один — это посмотреть на пройденный путь и сравнить себя нынешнего с тем, каким ты был в самом начале этого пути, когда еще даже не встал на него, а лишь собирался это сделать. Скажем, решил человек научиться играть на гитаре. Купил себе инструмент, договорился с преподавателем и два раза в неделю посещает занятия, где тот учит его правильной постановке рук, объясняет, как извлекать звук, как пережимать струны так, чтобы не уставали пальцы, и еще многому другому. Потом этот человек идет домой и каждый день занимается самостоятельно, повторяя усвоенное на уроках у мастера. Постепенно руки у него крепнут, пальцы привыкают к непривычным ранее усилиям. И он с удивлением обнаруживает, что уже способен исполнять простые пьесы и подбирать аккомпанемент к своим любимым песням. Вот так: месяц назад вообще не умел играть, а теперь — может, пускай и не очень уверенно!

Это всегда очень радостно — осознавать, что ты приобрел новые навыки и возможности, обогатил свой внутренний мир, стал интереснее самому себе и окружающим.

Но вот тут-то и появляется то самое искушение, которое не все могут перенести без ущерба для себя. Вдруг откуда-то возникает второй способ оценки своей успешности — сравнение себя нынешнего с тем, чего ты еще не достиг.

Ведь чем больше ты осваиваешь гитару, тем лучше начинаешь понимать содержание музыки вообще. То, что раньше представлялось тебе каким-то размытым гулом, вдруг постепенно проявляется, обретает контуры прекрасной гармонии. И ты вдруг начинаешь видеть, какого потрясающего исполнительского уровня достигли великие гитаристы, чье творчество еще совсем недавно казалось тебе ненужной никому заумью. И с грустью понимаешь, что никогда не сможешь так играть. А твои нынешние «достижения» вообще равны нулю по сравнению с игрой настоящих музыкантов. Ты всего-то и научился — петь четыре своих любимых песни под собственный корявый аккомпанемент…

Примерно то же самое может произойти и с верующим человеком, пытающимся дать оценку своей церковной жизни. Люди приходят в Церковь, обремененные тяжестью своих грехов, изнемогающие от этого груза. Многие из них вообще перестали видеть смысл в собственном существовании и пришли сюда как раз в поисках этого смысла. Потом постепенно — через таинства, через молитву и покаяние, через исполнение заповедей Христовых — этот греховный груз начинает отваливаться от них, подобно засохшей грязи. И люди с радостным удивлением вдруг начинают видеть, что помимо пьянства, блуда, воровства, сквернословия в мире есть совсем иное содержание — чистое и прекрасное, дарящее тихую радость и полноту бытия. Так в жизнь человека начинает входить Бог Своим благодатным действием. Но чем больше просвещается душа светом благодати Божьей, тем лучше становятся видны в этом свете различные грехи и пристрастия, которых раньше мы и не заметили бы. При этом, все более входя в церковную традицию, мы начинаем понимать, каких высот чистоты и святости может достигать человек, вставший на путь христианства. И на фоне этих сияющих высот чужой святости можно увидеть себя никчемным, ничего не достигшим и вообще обесценить всю свою жизнь в Церкви, признав эту жизнь никуда не годной, бессмысленной и ни к чему доброму тебя не приведшей.

Но это и есть то самое искушение, когда, оценивая свое духовное состояние, смотришь не на пройденный путь и не на то печальное состояние, из которого тебя когда-то вывел Господь, а на далекие вершины, кажущиеся тебе недосягаемыми. Ничего другого, кроме уныния и чувства безнадежности, такой взгляд на себя человеку в Церкви не приносит. Пропадает всякое желание двигаться дальше, тает надежда на спасение, а самое печальное — исчезает благодарность Богу за все те изменения, которые Он уже произвел в тебе, пока ты ходил в храм, молился, каялся в грехах, причащался Тела и Крови Христовых. Ведь эти изменения есть! Пусть они не такие масштабные, как тебе хотелось бы, но они есть. Точно так же, как есть изменения и у того начинающего гитариста. Ведь он сначала вообще не умел играть на гитаре. А теперь уже может петь свои любимые песни под собственный аккомпанемент. И что за беда, если он пока не достиг виртуозной техники, которую видит у выдающихся исполнителей! Да если и вообще никогда ее не достигнет — тоже не проблема. У каждого — свои ограничения. Их нужно уметь принимать и радоваться тому, чего удалось достигнуть.

То же самое можно сказать и о духовной жизни. Ты был духовно мертв, а сейчас — ожил. Пусть ты немногого добился, да. Но ты теперь — живой! Ты ходишь перед Богом, читаешь Его слово, веришь в Его любовь и надеешься на Его милосердие. Разве это не прогресс по сравнению с тем состоянием, в котором ты когда-то пришел в Церковь?

Тезис 2:

Еще одна ошибка, которая часто подстерегает верующих людей, — это попытка оценивать плоды своей церковной жизни исключительно в рамках самой этой церковной жизни.

Но ведь не случайно Сам Господь назвал Царство Божие закваской, которая меняет качество теста, делая его пышным и пригодным для выпечки хлеба. Так и наша церковность исподволь пропитывает собой все остальные области нашего бытия, даже если мы сами этого не замечаем. Чтобы в этом убедиться, можно поставить простой мысленный эксперимент.

Представим на мгновение, будто никакой Церкви и веры в Бога в нашей жизни вообще никогда не было. Понятно, что у каждого тут получится своя индивидуальная история. Но безусловно одно: все эти истории будут другими. В них уже не будет надежды на Бога в ситуациях, когда своих сил не осталось и впереди один сплошной мрак и безысходность. Не будет упорных попыток борьбы со своими страстями (а возможно, и вообще не будет внятных представлений о том, что есть добро, а что зло). Там исчезнет идея посмертного воздаяния за все, что мы делаем, говорим и даже думаем в этой жизни. А самое главное — исчезнет образ общего Отца, с любовью и нежностью заботящегося о каждом из нас в каждое мгновение нашего существования в этом мире.

Фото: Виктория Воронцова

Вот это все нужно вычесть из своей жизни и посмотреть, что изменилось бы в ней и в какую сторону? Какой стала бы тогда эта жизнь и какими были бы в ней мы сами? На фоне получившейся картины результаты нашей реальной церковной жизни можно будет увидеть куда более отчетливо. Станет понятно, что привнесла она во все наши дела — в семье, в учебе, на работе, в общении с другими людьми.

Образно говоря, церковную жизнь можно сравнить с источником света, который пронизывает все остальные сферы нашей деятельности. И результат ее — не в количестве поклонов, знании молитв и умении воздерживать себя от определенных видов пищи в пост. Плоды нашей церковности — в том количестве света евангельских заповедей, которое мы впустили в свою повседневную жизнь. И даже если этого света обнаружится там совсем немного, это не повод для уныния. Ведь его могло не быть вовсе. А так получается, что мы все же даем Богу действовать в нас, изменять нас, осуществлять в нас Свой благой замысел о человеке. Бог для нас не чужой, мы уже не прячемся от Него в темноте собственных грехов. Напротив — мы теперь видим эту темноту, знаем, что призваны избавляться от нее, и даже пытаемся это сделать. Уже одно это — очень неплохой результат церковной жизни для верующего человека.

Тезис 3:

За унынием от своей никчемности нередко стоит наше неумение благодарить Бога.

Интересно, что и великие святые тоже видели себя все более грешными по мере приближения к Богу. Более того, именно такой порядок прохождения этапов духовной жизни они считали единственно возможным: сначала — шаг к Богу, потом — обнаружение своей греховности. Современный богослов митрополит Каллист (Уэр) пишет: «Пока вы не увидите свет Христов, вы не сможете в действительности увидеть своих грехов. Пока в комнате темно, говорит епископ Феофан Затворник, вы не замечаете грязи, но при ярком освещении можно различить каждую пылинку. Так же обстоит дело и с комнатой нашей души. Порядок не таков, что мы должны сначала покаяться, а потом осознать присутствие Христа; ибо только тогда, когда свет Христов уже вошел в нашу жизнь, мы действительно начинаем понимать свою греховность. <…> Согласно отцам пустыни, “чем ближе человек к Богу, тем яснее он видит, что он грешник”. В качестве примера они приводят Исаию: сначала он видит Господа на престоле и слышит серафимов, возглашающих: Свят, Свят, Свят; и лишь после этого видения он восклицает: горе мне! погиб я! ибо я человек с нечистыми устами (Ис 6:1–5)».

Разница лишь в том, что святые не впадали в уныние, видя себя грешниками. Потому что умели ценить явленную им любовь и милосердие Божие во всех ситуациях своей жизни. И сколь бы ни был мал очередной дар Божий, они радостно благодарили Господа и за эту малость. Преподобный Нектарий Оптинский — за свою дружбу с котом. Преподобный Варсонофий Оптинский — за умение играть на скрипке. Святитель Феофан Затворник — за возможность заниматься резьбой по дереву и переплетным ремеслом. Конечно, эти занятия составляли совсем небольшую часть их деятельности, наполненной молитвой и духовным наставлением своих многочисленных чад. Но святые понимали, что любая наша негреховная радость — от Бога. И благодарили Его каждый раз, в какой бы мелочи эта радость ни заключалась.

И этот путь богообщения никому из нас не заказан. Ведь благодарность Богу за всякую радость — это тоже ниточка, связывающая нас с ним.

И напоминание об этом у апостола Павла — это такая же заповедь, как и о непрестанной молитве. Собственно, Он и говорит обо всем этом сразу: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1 Фес 5:16–18).

Допустим, ты за двадцать лет, проведенных в Церкви, так и не научился непрестанной Иисусовой молитве. Допустим, ты не избавился от каких-то своих страстей, они продолжают портить жизнь тебе и твоим близким, когда ты помимо воли срываешься то в гнев, то в уныние, то в обидчивость. То есть ты не стал за эти годы бесстрастным молитвенником. Что ж, это факт. И никуда от него не денешься. Но ведь есть же у тебя в жизни что-то такое, что тебя радует, доставляет удовольствие, делает твое сердце мирным, дарит ему тишину и покой, пускай даже и ненадолго. Например, ты любишь гладить кота. Или смотреть, как утром с неба тихо падает снег. Или пить вкусный кофе с булочкой. Или как следует попариться в бане березовым веником. Вся наша жизнь пронизана такими мимолетными радостями, нужно лишь научиться замечать их. А заметив, поблагодарить Бога за этот дар. Просто, своими словами, идущими от сердца и рожденными этой самой радостью прямо здесь и сейчас. И чем чаще ты будешь замечать радующие тебя мелочи твоей жизни, тем чаще будешь обращаться к Богу с благодарностью за эту радость. Это будет куда более продуктивный путь, чем унылая констатация собственной никчемности. И этот путь тоже освящен Церковью.

Еще полторы тысячи лет назад святитель Василий Великий говорил о такой практике следующее: «Сидишь за столом — молись; вкушаешь хлеб — воздавай благодарение Давшему; подкрепляешь вином немощь тела — помни Подавшего тебе дар сей на веселие сердцу и в облегчение недугов. Миновалась ли потребность в снедях? Да не прекращается памятование о Благодетеле. Надеваешь хитон — благодари Давшего; облекаешься в плащ — усугубь любовь к Богу, даровавшему нам покровы, пригодные для зимы и лета, сохраняющие жизнь нашу и закрывающие наше безобразие.

Прошел ли день? Благодари Даровавшего нам солнце для отправления дневных дел и Давшего огнь освещать нощь и служить для прочих житейских потреб. Ночь пусть доставит тебе другие побуждения к молитве. Когда воззришь на небо и устремишь взор на красоту звезд, молись Владыке видимого и поклонись наилучшему Художнику всяческих, Богу, Который “вся премудростию сотворил” (Пс 103:24). Когда увидишь, что вся животная природа объята сном, опять поклонись Тому, Кто и против воли нашей посредством сна разрешает нас от непрерывности трудов и чрез малое успокоение опять приводит в бодрость сил. Таким образом непрестанно будешь молиться, не в словах заключая молитву, но чрез все течение жизни приближаясь к Богу, чтобы жизнь твоя была непрерывною и непрестанною молитвою».

Тезис 4:

Важно стремление к цели, а не твои сомнения в ее достижимости.

Сияющие на солнце вершины высоких гор могут показаться совсем близкими. Но чем дольше ты к ним идешь, тем лучше понимаешь, насколько они далеки. И если ты действительно имеешь твердое намерение добраться до них, то остается лишь один вариант — спокойно и размеренно идти, ориентируясь на их свет. И не терзая себя мыслями о том, стал ли ты настоящим верующим или еще нет. Есть известная фраза: «Видишь свою цель — беги к ней. Не можешь бежать — иди шагом. Не можешь идти — ползи. Не можешь ползти — ляг и лежи по направлению к цели». Наверное, и применительно к духовной жизни христианина этот принцип очень хорошо подходит. Потому что своими силами ни один из нас не сможет дойти до Царствия Небесного, кто бы сколько ни прошел на этой дистанции. В земной нашей жизни важно лишь не сбиться с курса, не потерять из вида его духовный свет и не отпасть от Церкви. Которая и создана Христом ради того, чтобы направлять души людей к Богу, не давая им потеряться во мраке века сего. Все остальное сделает с нами уже Сам Господь.

Александр Ткаченко
Источник: Журнал Фома

Просмотрено (125) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ПЕТРОВ, или Апостольский ПОСТ

16 июня - 12 июля

ПЕТРОВ ПОСТ начинается через неделю после праздника Святой Троицы и продолжается до 12 июля – дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Пост установлен в честь святых апостолов и в воспоминание того, что святые апостолы по сошествии на них Святого Духа разошлись по всем странам с благой вестью, пребывая всегда в подвиге поста и молитвы. Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы... далее

Скоро праздник

25 июня - Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 — 2 октября 1368)— супруга Великого князя Михаила Тверского, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского. Известна как драматической прижизненной судьбой (гибель почти всех родственников, усобицы между ними), так и не менее сложными посмертными перипетиями: борьба времён раскола Русской церкви в XVII веке привела к деканонизации только что прославленной святой — уникальному прецеденту в истории Русской церкви... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

24 июня — Иконы Божией Матери «Достойно есть» далее »

25 июня — Обретение мощей и второе прославление блг. вел. кн. Анны Кашинской далее »

29 июня — Прп. Тихона Луховского, Костромского чудотворца далее » Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского далее »

1 июля — Боголюбской иконы Божией Матери далее »