Не маловерие, а забота. Священники — о правилах профилактики коронавируса в храмах
Запивка в индивидуальной посуде, обтирание спиртом лжицы после каждого причастника, одноразовые перчатки для раздачи антидора и другие строгие меры. Что думают священники по поводу утвержденной Патриархом инструкции в связи c угрозой распространения коронавируса, и почему соблюдение этих правил не может считаться маловерием.
Церковь — не тест на совершенство
Архиепископ Якутский и Ленский Роман
Инструкция для храмов и монастырей Московской епархии — грамотная и трезвая, мы призываем священников нашей епархии тоже ее придерживаться.
Благодать Божия сильнее любых вирусов и инфекций, но мы также знаем, что, во-первых, инфекция может переноситься от человека к человеку и просто через предметы (стекло на иконе, рука священника, плат, лжица, стаканчик), а во-вторых, мы не можем подвергать опасности людей, чья вера несовершенна. Я вовсе не уверен, что мы лучше и совершеннее жителей Назарета, которые знали Святое Семейство и Самого Господа с детства.
Господь не действует «механически», Он взирает на наше внутреннее устроение. В Евангелии от Марка (6:5) описано, что Он «не мог совершить [в Назарете] никакого чуда, только на немногих больных возложив руки, исцелил их». Речь идет не о том, что у Него не получалось совершить чудо, а о том, что люди не были готовы это чудо принять.
С другой стороны, Он отвечает на крик души: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Мы призваны быть руками Божьими для ближних, помогать им даже в сомнении, в маловерии, в смущении.
Церковь всегда была для верующих заботливой матерью, а не «тестом на совершенство», и нет ничего кощунственного и возмутительного в том, что и в храме мы проводим меры по профилактике инфекционных заболеваний. И ничего специфически нового в этом тоже нет: в инструкции есть ссылки на церковные документы, в том числе и освященные Священным Преданием. Не надо искушать Господа и пытаться быть благочестивее Церкви. Такое мнимое благочестие рискует обернуться гордыней и поводом для соблазна ближним.
Лишь бы совершалась Евхаристия
Протоиерей Игорь Фомин, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского – Патриаршего подворья при МГИМО
Этот своевременный документ — совсем не уникальное явление в истории Церкви. Похожие меры предпринимались в Церкви во время эпидемий в прошедшие времена, например, время эпидемий в Москве чумы и холеры. Меры по поводу дезинфекции лжицы описаны в очень авторитетной книге – в «Настольной книге священнослужителя» протоиерея Сергия Булгакова, поэтому здесь нет ничего сверхъестественного.
Церковь идёт на многие уступки, лишь бы совершалась Евхаристия. Мы веруем в то, что через Таинство не распространяется никакая инфекция, вопреки мнению людей, далеких от Церкви. Поэтому причастие будет совершаться до скончания века.
В нашем храме всё началось с одноразовых стаканчиков, посуды, дезинфекции киотов, ручек, столов. Другие гигиенические меры соблюдались в нашем храме всегда: влажная уборка с дезинфицирующими средствами всех мест, к которым чаще всего прикасаются люди, постоянное проветривание храма. У нас принудительная вентиляция, постоянное обновление воздуха происходит каждый час. Сейчас временно закрыты все наши кружки, прекращены лекции. Думаю, занятия в воскресной школе мы переведём на дистанционную форму.
Меры предосторожности необходимы, и ни о каком маловерии не может быть речи. Есть такая народная поговорка: «Бог дуракам не помогает!» Думаю, она не зря появилась. Но есть и евангельские слова «не искушай Господа Бога твоего» (Мф. 4:7).
Так что давайте соблюдать личную гигиену, а при признаках вирусного заболевания оставаться дома.
Причастие – это, в первую очередь, духовное средство, и если ты не будешь заботиться о ближнем, приходя в храм с признаками простуды, оно может быть и в осуждение.
Мы не можем в эти тяжелые дни кого-то не причастить
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах
Я рад, что такой серьезный документ очень вовремя появился в нашей Церкви. Он разрешает для нас, священников, проблему с тем, как причащать сегодня верующих. Серьезная дискуссия по этому поводу идет уже давно, в том числе в соцсетях. Поэтому инструкция, утвержденная Патриархом Кириллом очень важна и актуальна.
Невозможно описать каждое действие человека, но есть общие рекомендации, предложенные всем без исключения людям: верующим и неверующим, посещающим храм и не посещающим храм. Они состоят в том, что нужно постоянно мыть руки, пользоваться дезинфицирующими салфетками или антисептиком после прикосновения к предметам, к которым прикасалось много других людей. Их нужно соблюдать и когда, например, ты пишешь записки в храме общими ручками.
Говорить о том, что соблюдение мер, описанных в документе будет свидетельствовать о маловерии, странно. В документе есть четкие указания на канонические правила Пятого-шестого (Трулльского) Вселенского Собора, есть разъяснение преподобного Никодима Святогорца, который, ссылаясь на соборные правила, говорит о конкретной ситуации с эпидемией чумы, которая происходила в его время, есть указания на «Настольную книгу священнослужителя» протоиерея Сергия Булгакова, которая до сих пор является для нас важным каноническим справочником.
Все это подтверждает, что мнение Церкви никогда не было отстраненным от реальности, и никогда не считалось, что благодать Божья отменяет законы природы. Так что мне кажется, что всем нужно немного отрезвиться и понять, что речь совсем не идет о недоверии таинству и тем более Богу, речь не о маловерии. У человека есть разум, и стоит его использовать. Мы должны быть разумными христианами и понимать, что происходит в мире.
Кроме того, мы, священники, прежде всего должны думать о тех, кто может смутиться, отказать себе в причастии, испугавшись подойти к общей Чаше и общей лжицы, из-за своих опасений заразиться. Эти люди – наши братья и сестры. И выставлять перед ними аргумент: «Ах, раз вы боитесь, значит, плохо веруете», мне кажется, позиция гордыни, весьма удаленная от христианской позиции любви, снисхождения и помощи ближнему. Мы не можем, особенно в такие тяжелые дни, кого-то не причастить.
Мы всегда должны думать о наших ближних.
Те христиане, которых можно отнести к группе риска – пожилые люди, люди с ослабленным иммунитетом, с проблемами здоровья, могут всегда (и об этом мы говорим на каждой литургии) позвонить в храм, оставить свои контакты и мы, священники, обязательно приедем в любую точку Москвы и Московской области, чтобы исповедовать, причастить, соборовать.
Надеюсь, что у нас дело не дойдет до таких серьезных ситуаций, как в Западной Европе, поскольку те строгие правила, которые сегодня вводятся в том числе московским правительством, это превентивные меры, которые работают с опережением. Но если вдруг положение ухудшится, мы можем вспомнить практику древних христиан, древней Церкви, когда верующим Святое Причастие раздавалось для того, чтобы они могли дома, с молитвами приобщаться Святых Христовых Таин.
Оксана Головко, Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Источник: Православие и Мир
Просмотрено (45) раз