По закону или по совести? | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

По закону или по совести?

По закону или по совести?

Как соотносятся закон Божий и светское право? В чем они похожи и чем различаются? Возможно ли в государстве законодательство по Евангелию? О соотношении христианской совести и светской этики – в нашем тексте.

Под законом мы привыкли понимать нормативно-правовой акт, действующий в рамках какой-либо правовой системы. Правовая система была еще в раю, и Господь определил Адаму и Еве первые законодательные рамки, за которые не рекомендовалось выходить. Вслед за нарушением закона последовало наказание, изгнание из рая и тяжелая «епитимья» жизни в падшем мире. С тех пор дело закона написано Богом в сердцах человеческих (Рим. 2:15). Испокон веков люди создавали системы регулирования своих отношений через утверждение прав и обязанностей, а также наказания за проступки и преступления. Человеческое общество было вынуждено организоваться в государства. В противном случае жизнь людей могла бы превратиться в настоящий ад. Почему? Потому что далеко не у всех в сердцах главенствуют добрые намерения, а соблазн совершить грех всегда велик. Тем более если притуплен страх наказания.

Само по себе человеческое право предполагает систему мер принуждения и ограничения. «Украл, выпил – в тюрьму» – мрачный, заезженный, но понятный слоган о том, что любое преступление в правовом государстве будет наказано по всей строгости закона. У Бога, конечно, все иначе. Да и сам грех в своем понятии гораздо шире правовых рамок судебной системы. Право содержит в себе минимум нравственных норм, но далеко не всех. Не убей, не укради, не лжесвидетельствуй – мы видим, что в наши дни за нарушение этих богоустановленных законов можно получить реальный срок от государства. А вот прелюбодеяние и зависть, непочитание родителей и религиозная индифферентность с точки зрения государства нарушением закона не считаются. Хотя в ветхозаветные времена прелюбодеяние, например, каралось смертной казнью. По закону того времени: «Если кто будет прелюбодействовать с женой замужнею, если кто будет прелюбодействовать с женою ближнего своего, – да будут преданы смерти и прелюбодей и прелюбодейка» (Лев. 20:10).

Христиане порой ругают государство за то, что оно выбирает светскость в части законов. Мол, как же так, у нас было православное государство почти 1000 лет, куда же девать Русскую Правду и Соборное уложение 1649 г., Судебник и Стоглав? Что ж, мы оказались в данной исторической реальности, но это не повод к огорчению. На самом деле задача государства заключается не в строительстве Царства Божьего на земле, а в сохранении на подзаконном пространстве спокойного, мирного и комфортного сосуществования всех граждан. Безусловно, нормы морали шире законодательных рамок. И именно эта сфера часто становится причиной широкой общественной дискуссии, споров и даже полемических конфликтов между носителями разных систем ценностей.

Увы, поврежденная природа человека не позволяет ему во всей полноте принять Божественный закон. Именно поэтому законы и в нашей стране в том числе носят светский характер, при этом стараясь сохранять баланс и уважать чувства верующих людей. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» сказано также, что если человеческие законы совершенно отвергают Божественную норму, то они превращаются в беззаконие. Тем не менее вряд ли когда-либо в истории мы получим законодательство, основанное на Евангелии. С одной стороны, для этого нам потребуется воцерковленное общество (или значительная его часть), а с другой, не очень понятны в таком случае меры пресечения «правонарушений». Согласитесь, евангельские законы говорят о свободе выбора. То есть совершать грех или нет – всегда решение человека. И за подобный проступок Бог не карает человека сию же секунду ударом молнии с небес. Нет, Бог дает человеку время и терпеливо ждет от него покаяния, исправления. За покаяние, с точки зрения светского закона никак не воспринимаемого, Господь еще и может наградить раскаявшегося грешника. Полная несовместимость Божественного и светского.

Поэтому христианин может жить в любой правовой системе. Церковь Христова призывает верующих быть законопослушными гражданами. Возможность отстаивать гражданские права лишь помогает христианину осуществлять свое высокое призвание. Но если требования закона угрожают вечному спасению, верующий призывается к подвигу исповедничества. Таких примеров немало было и в первые века христианства, и во времена более поздних периодов, например, в первые десятилетия правления советской власти. Однако христианин всегда выступает не с позиций грубой силы и беззакония, а с позиций законного отстаивания своих прав против безусловного нарушения другим человеком, организацией, обществом или государством заповедей Божиих. Сила христианина – в любви, мире и доброте, которые он должен нести в мир несмотря ни на что.

Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (23) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

6 мая - Вмч. Георгия Победоносца

Георгий Победоносец - наиболее почитаемый святой ещё со времён раннего христианства. Был одним из тысяченачальников и любимцем императора Диоклетиана. Во время гонений на христиан перед императором объявил себя христианином и после восьмидневных тяжких мучений был обезглавлен... далее Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012)

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Неделя святых жен-мироносиц


Во второе воскресенье после Пасхи вспоминаются и чествуются святые жены-мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова, Саломия, Иоанна, Марфа и Мария, Сусанна и иные. Мироносицы — это те самые женщины, которые из любви к Спасителю Иисусу Христу принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Это они затемно поспешили ко Гробу Господню, чтобы помазать тело Христа миром, как это полагалось по обычаю иудеев. Это они, жены-мироносицы, первыми узнали, что Христос воскрес... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

4 мая — Неделя 3-я по Пасхе. Святых жен-мироносиц далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

6 мая — Вмч. Георгия Победоносца далее »  Иверской иконы Божией Матери (второе обретение списка иконы 2012) далее »

8 мая — Апостола и евангелиста Марка далее »

9 маяДень Победы далее » Поминовение усопших воинов