Выбрать страницу

Краткие исторические сведения о Литургии

Краткие исторические сведения о Литургии

Чин Божественной литургии в своем основном виде – чтение Священного Писания, молитвы о живых, молитвы о Дарах и, наконец, Причастие – сложился уже к I в.

Большая часть молитвословий и священнодействий вошла в чин Литургии к VI в. Дальнейшее развитие чина Литургии было связано с уточнением выражения нашей веры в связи с историческими условиями и инославным влиянием. Ниже собраны исторические сведения о развитии тех или иных частей Литургии с той целью, чтобы дать более осмысленное представление о том, что происходит на главном богослужении Православной Церкви.

Литургия Евангелия

1) Великая ектения с XI в. В прошении о Предстоятеле Церкви Элладская Церковь поминает только местного архиерея, а не весь Священный Синод, следуя принципу подчинения одному (своему, местному) архиерею.

2) Антифоны – все три с VIII в. Были разные для будних праздников и воскресных дней.

3) Трисвятое – у отцов упоминается с IV в.; на Литургии – с V в.; в неизменном виде – с VI в.

4) Возглас «Господи, спаси благочестивыя» являлся патриаршим славлением и императора. Подобная форма встречается с 1580 г. В Греции с ХVIII в. и в РПЦ употреблялся исключительно на архиерейской Литургии. Однако в иерейский служебник возглас вошел на территории Юго-Западной Руси с ХVII в., в Москве начал употребляться с 1655 г. Во время советской власти возглас был исключен из применения ввиду его происхождения от славления императора. На практике стал употребляться с 1970–1980 гг. С 1990 г. – на архиерейской и иерейской Литургии. С 1996 г. вошел в служебник.

5) Аллилуарий впервые встречается в грузинском лекционарии VII в., составленном в Иерусалиме. На Руси употребляется с ХI–ХII вв. Функция та же, что и прокимна – сосредоточение на Слове Божием. Каждение во время чтения Апостола в ХII–ХIII вв. привело к упадку аллилуария в Элладской Церкви.

6) Сугубая ектения известна по «Апостольским постановлениям» (III в.); в употреблении с IV в. В Элладской Церкви в XIX–XX вв. на приходских богослужениях после Евангелия следует: «Яко да под державою…»; все предыдущее опускается. Это опущение связано с экономией времени, поскольку Литургия совершалась с полунощницей, утреней и часами.

7) Ектении об усопших у греков нет и, согласно протоиерею Иоанну Мейендорфу, никогда не было. В рукописях у нас с XIV в. никоновские справщики заменили текст этой ектении на ектению об усопших, взятую из чинопоследования погребения мирян. С 1665 г. эта ектения остается без изменений. Ектения читается тогда, когда о мертвых приносят приношение.

8) Ектения об оглашенных.

Литургия Евхаристии

9) Великий вход символизирует шествие Иисуса Христа на Крестную смерть. Великий вход первоначально совершался одним диаконом без пения. С VI в. под влиянием богослужения храма св. Софии Великий вход становится величественным и торжественным. Херувимская песнь известна с VI в. В Элладской Церкви священники на входе обходят половину храма, доходя до притвора, который в древности служил сосудохранительницей, и подходят по центру храма к амвону. В связи с увеличением священников на Входе возникли прошения. Ответ: «Всех вас да помянет Господь Бог…» – с XIII в. С XIV в. появляется поминовение императоров и Патриарха. В их присутствии поминовение происходило возгласно; в отсутствие – тихо. Возгласное поминовение царей и Патриархов появилось в Юго-Западной Руси. Известно по служебникам 1629 и 1639 гг. До XIX в. в греческих богослужебных книгах частное поминовение отсутствовало. Формула «всех вас…» – древняя и указывает на причину поминовения. Формула «всех нас…» говорит о том, что в поминовении нуждаются и священники, и клир, и миряне. С 1723 г. стал поминаться Святейший Синод. С 904 г. введено поминание епархиального архиерея.

Формула «всех вас, православных христиан, да помянет…» встречается в служебнике 1958 г. Формула «вас, и всех православных христиан…» появляется в служебнике 1977 г. и отражает новую атмосферу, сложившуюся в Московской Патриархии в результате межхристианского и межправославного диалога, когда в храме могли находиться не только православные христиане, но и католики, и протестанты. Заключенные в тексте служебника в скобки поминовения архиереев и священников другими священниками могут быть опущены.

10) Слова в диалоге диакона и священника после Херувимской песни «помолися о мне, брате и сослужителю» ранее произносил архиерей, обращаясь к сослужителям, и те отвечали стихом из Евангелия от Луки 1:35: «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя». Проблема возникла в ситуации совершения богослужения одним священником. Кому говорить эти слова? Были перепробованы оба варианта, что отражено в рукописи.

11) Возглас «Двери, двери…» – указание привратникам держать двери закрытыми.

12) Перед пением Символа веры одергивается катапетасма. Время появления катапетасмы в константинопольском богослужении – с XI в. В Северной Сирии иконостас и катапетасма появляются в V в. Колебание воздуха во время пения Символа веры осуществляется только при соборном служении; при одиночном служении священника воздух держится над Дарами.

13) Возглас священника «Благодарим Господа» употребляется с III в.

14) Слова «о всех» относятся к предметам тайной молитвы, обозначенной словами «спасительная сия заповедь и вся, яже о нас бывшая…». Слова «за вся» сказаны в благодарение за все совершенные благодеяния Божии для нас, в особенности за спасение во Христе.

15) Тропарь III часа и стихи 50-го псалма введены с XVI в. вследствие полемики РПЦ с РКЦ, для того чтобы ярче показать время схождения Святого Духа и освящение Даров.

16) Просительная ектения перед Молитвой Господней известна с VIII в.

17) Личные молитвы перед Причастием употребляются с Х в. Ранее в Константинополе в храме св. Софии употребляли молитву «Вечери Твоея тайныя», которая датируется VI в. Увеличение молитв встречается в греческих рукописях с XVII–XVIII вв.

18) Возглас «Благословен Грядый во имя Господне» появился в XII в. и является проявлением веры в то, что в Дарах находится Иисус Христос.

19) Запивка после Причастия введена во времена св. Иоанна Златоуста, который по причине болезни желудка съедал на патриаршем троне ячменную лепешку. Авторитетом святителя такая практика распространилась и далее.

20) Заамвонная молитва встречается в «Апостольских постановлениях» (III в.). В богослужебных рукописях VIII–XVI вв. особенно южноитальянского происхождения известно около 100 молитв, среди них ни одной константинопольского происхождения, что свидетельствует об отсутствии в Константинополе альтернативного чтения. Множество заамвонных молитв употреблялось для великих праздников, в которых молитва к Богу связана со смыслом праздника.

21) 33-й псалом прибавлен к Литургии в XI–XII вв. в Палестине, потом в Константинопольском монастыре Благодетельницы, оттуда – повсеместно. В древности его пели во время Причастия.

22) Слова отпуста «Христос истинный Бог наш» появились в XII–XIII вв. Современный вид отпуста известен с 1668 г. Отпуст в будние дни на Руси возник в XV в.

23) О раздаче антидора упоминается в «Апостольских постановлениях» (III в.). Термин антидор введен Григорием Декаполитом (+817 г.) ввиду практики редкого причащения.

Протоиерей Андрей Ухтомский,
кандидат богословия, преподаватель КДА
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (18) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее