Мариино стояние в пустыне нашего дома
Что такое пустыня в понимании святых отцов? Как сохранить мир в семье во время изоляции? И почему для христианина любой финал – счастливый?
Про Марию Египетскую слышали с избытком: молодая женщина легкого поведения, раскаявшаяся и ушедшая до конца дней замаливать грехи в иорданскую пустыню. Итогом Марииного дауншифтинга стало обретение ею святости (с ней говорила Богородица, она знала Писание, никогда его не читав, парила над землей и приручила свирепого льва) и посвящению Церковью пятого воскресенья Великого поста преподобной пустыннице. Признаться честно, на первый взгляд, проводить параллели с отшельницей, свободно и добровольно ушедшей за километры от Иерусалима и нами, вынужденно оказавшимися в стесненных условиях изоляции, сложно. Но мы привыкли проводить метафизические параллели с нашим христианским идеалом, особенно если они накладываются на календарь нашей религиозной жизни.
Что такое пустыня? Ну, во-первых, буквально это территория с сухим климатом, довольно обширная, с малым количеством растительности. Во-вторых – безлюдное или малолюдное пространство. В-третьих, пустынями называли места молитвенного подвига христианских отшельников. И, наконец, в-четвертых, такое название получали монастыри, находящиеся в глухих местах и удаленные от цивилизации. Может ли квартира или частный дом стать пустынью в духовном смысле? Да. Людей здесь не так много – только наши домашние. Дом – крепость нашего спокойствия, уюта и умиротворения. Если нет – хороший повод этот уют здесь создать. А еще дом теперь место нашего молитвенного подвига. Если мы не идем на службу из-за опасений или ограничений, значит, богослужение нам предстоит совершить дома. Не удивляйтесь, монахи в пустынях использовали для этого четки или Псалтырь, совершая все чинопоследования суточного круга. Возможно, захотите освоить службу мирским чином. Интернет пока работает, все пособия в доступе.
А еще семья, как сказал один священник, – это ваш личный монастырь. Если вы глава семьи – будьте добрым и заботливым настоятелем, держащим совет с братией – домочадцами. Договоритесь об уставе на это время изоляции: как молиться, что читать вместе, как теперь вообще жить. Ситуация ведь требует абсолютно новых правил.
Если вы супруга главы семьи – будьте верной помощницей «настоятелю». Ищите способов помочь, а не упрекнуть. Помните, что изоляция будет испытывать на прочность мир в вашей семье. А семья есть малая Церковь, или малый монастырь. Детям, конечно, нужно проявить терпение и послушание. Престарелым людям, проживающим с взрослыми детьми – сдержанность, а детям – почтение и снисхождение к прожившим долгую жизнь родителям. И всем друг к другу – максимальную любовь, которую нам получится выжать из наших огрубевших за время опьянения мирским дурманом сердец.
Кто знает, может быть, вся эта ситуация, какой бы неудобной и пугающей она ни была, каких бы страшных картин ни рисовали мы себе в сознании о будущем ее развитии, окажется нам, христианам, на пользу. Мы ведь оптимисты и помним слова Иоанна Златоуста, униженного, изгнанного с епископской кафедры, больного и замученного, умирающего в кандалах на пути к месту ссылки: «Слава Богу за все». Господь дает испытания по силам, а в испытания душа очищается от примесей и приближается к совершенству. Стесненность обстоятельств проверяет наше личное христианство и готовность нести свой крест. Как бы тяжело кому ни было этого слышать, но христианство не шарики-фонарики, бесконечный праздник елейных улыбок и благочестивых шуточек, культурно-массовых мероприятий, форумов и слетов. Христианство – подражание Христу в Его образе жизни, проповеди, посте, молитве и крестном подвиге. Кстати, Великий пост как раз об этом и лучшее время для подражания – сейчас. С Божией помощью мы пройдем все испытания. Смелее, друзья, нас ждет вечность!
Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (35) раз