Выбрать страницу

Можно ли самостоятельно освящать еду и как?

Можно ли самостоятельно освящать еду и как?

Пасха в сознании большинства представителей нашего народа – пожалуй, самый известный христианский праздник.

Но это отнюдь не значит, что все, кто о нем знает, являются реальными христианами. К сожалению, в современных реалиях приходится говорить об «историческом христианстве», когда большая часть людей ассоциирует себя с православием, при этом практически ничего о нем не знает, а те сведения, которые все-таки содержатся в их головах, нередко граничат с кощунством.

По завершении ночного пасхального богослужения начинает тянуться бесконечная вереница, если говорить терминами канонического права, «отпавших» с корзинками продуктов, значительную часть которых составляют, конечно же, куличи и яйца, но номенклатура других яств также поражает неиссякаемым разнообразием. Бывает, даже христиане их сакрализируют, полагая, что через сдобное тесто и вареное яйцо, окропленные священником, происходит некая передача освящения человеку, подобно воздействию святой воды, елея и т. д. В условиях карантина любые массовые мероприятия запрещены, главы униатов и раскольников заявили о возможности проведения обряда «освящения» онлайн, мы же понимаем всю абсурдность таких действий, поэтому давайте разберемся, на что ориентироваться и как поступать в данном случае нам, православным христианам.

В Цветной Триоди содержится даже не чин, а лишь две необходимые нам молитвы: «Во еже благословити брашна мяс, во святую и великую Неделю Пасхи» и «Во еже благословити сыр и яица». Здесь же мы можем найти и соответствующее пояснение: «Вестно же буди: яко сицевый, мяс и набелу, принос, несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют, и приемлют, и ему со всяким говением якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение. Не аки бо сие в жертву Богу приноситися имать, но токмо да начинающим по посте мясо и сыр ясти, от иереа предложенными молитвами в снедь благословено будет. Пасха бо Сам Христос есть и Агнец вземляй грехи мира, на олтари в безкровной Жертве, в пречистых Тайнах, честнаго Тела, и животворящия Крове Своея, от иереа Богу и Отцу приносимый, и Тому достойно причащающиися истинную ядят Пасху. И сего ради оныя приносы, яко не суть пасха, во олтарь или в церковь не достоит вносити, но вне церкве, или в притворе, молитвою благословити».

Из этого небольшого текста можно сделать всем понятные выводы:

1. Пасха не сводится к булкам, яйцам и колбасе, а соответственно, без них вполне можно и обойтись.

2. Суть Пасхи составляет Сам Христос, Агнец Божий, приносимый в бескровную жертву на Литургии.

3. Подлинно празднует Пасху не тот, кто освящает продуктовую корзинку, а тот, кто Причащается Тела и Крови Господних.

4. Освящение яств есть просто благословение на разговение для тех, кто соблюдал пост.

Теперь с уверенностью можно сказать, что все те, кто не причащается на богослужении Светлого Христового Воскресения, Пасху не празднуют (я здесь не говорю о христианах, лишенных возможности участия в Таинстве по объективным причинам). Также освящение куличей, яиц и прочих продуктов имеет смысл лишь для всех, кто постился, и абсолютно бессмысленно для тех, кто и в Четыредесятнице, и в Пасхальные дни ограничился этим самым освящением. Само же освящение по своей сути – это простое благословение пищи, которое совершает всякий христианин перед завтраком, обедом или ужином.

Здесь нужно сказать еще об одном нюансе. В упомянутых молитвах есть такие слова: «Да я́коже той сподо́бися Твоея́ бла́гости наслади́тися, си́це и освяще́нных от Тебе́, и благослове́нных наслади́мся в пи́щу всех нас»; «Влады́ко Го́споди Бо́же наш, зижди́телю и соде́телю всех, благослови́ млеко́ огусте́вшее, с ни́мже и я́ица, и нас соблюди́ во бла́гости Твое́й, я́ко да причаща́ющеся их, Твои́х незави́стно пода́тельных даро́в испо́лнимся, и неизглаго́ланныя Твоея́ бла́гости». Отсюда может сложиться впечатление, что вкушающие освященную пищу сподобляются каких-то Божественных дарований. Но логика построения молитв здесь иная – вкушая земное, мы просим Бога не лишить нас Небесного. Эта же идея отражена во всем нам знакомой молитве: «Благодарим Тя, Христе Боже наш, яко насытил еси нас земных Твоих благ; не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия».

Кто-то может возразить, что в повседневных завтраках, обедах и ужинах мы не кропим пищу святой водой. Но данное действие – лишь одна из традиций. В некоторых монастырях вообще по возможности во всякое блюдо, приготовляемое к пасхальной трапезе, добавляется святая вода, а ее остатки отправляются на кормежку скоту, при этом никто не считает это попранием святыни или еще каким-либо кощунственным действием. Таким образом, телесная пища – это средство поддержания физических сил, задействовав которые мы можем совершать труд духовный, на что и испрашиваем у Бога благословения, за что и благодарим Его.

Отдельно еще скажу об освящении мяса. В истории бывало и так, что некоторые христиане к мясу относились как к продукту скверному, поэтому Церковь, дабы противодействовать такому положению, благословляет его посредством отдельной молитвы. Вот что мы можем прочесть в «Славянской кормчей» – сборнике церковных законов: «Если кто из епископов или священников или диаконов в дни Господских праздников не вкушает мяса, или вина… да извержется… т. к. подвергает многих людей соблазну». Если же кто ради подвига не вкушает мяса вообще, то в отношении таких христиан действует 14-е правило Анкирского Собора 314 года, которое гласит: «Состоящим в клире, пресвитерам или диаконам, которые воздерживаются от мяса, определено употребить оные, и потом, если восхотят, воздержаться от оных. Если же не восхотят сего, так что не будут есть и овощей, полагаемых с мясом, и не покорятся сему правилу, да будут низложены от своего чина».

В завершение хотелось бы сказать, что вполне понятны чувства, когда мы живем и спасаемся в христианской общине, когда мы вместе со своими духовными братьям и сестрами в меру сил идем в поприще Великого, вместе радуемся Воскресшему Спасителю, вместе Причащаемся из одной Чаши, обнимаем друг друга, с воодушевлением восклицаем «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», то и разговение, совместная трапеза становятся для нас не простым вкушением пищи, а возможностью продолжить это ликование во взаимном общении. Но как бы то ни было, все это – лишь производная радость от Радости Самой Главной, а потому по большому счету без нее можно и обойтись.

Если отвечать на поставленный вопрос прямо, то нужно сказать: да, самостоятельно освящать куличи и яйца можно. Только не стоит хвататься за святую воду и кропило. Яства освящаются молитвой, и не грех будет прочитать те молитвы, о которых я упомянул, благо найти их в интернете не составит труда.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (84) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »