Символ веры: одиннадцатый член. О воскресении мёртвых
О чём нужно помнить в дни карантина и самоизоляции и какое отношение к этому имеет одиннадцатый член Символа веры — рассказывает священник Димитрий Паламарчук.
«Чаю воскресения мертвых (Ожидаю воскресения мёртвых)».
В этих словах Символа веры мы утверждаем, что ожидаем воскресения мёртвых. Для первых веков христианства приближение конца мира не было чем-то страшным — в отличие от того, как это воспринимается сейчас. Верующие люди не боялись «конца света», для них это было ожиданием чего-то прекрасного и удивительного. В Евангелии, Посланиях и Деяниях святых апостолов много говорится о воскресении мёртвых: «И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5:29), «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек» (Ин. 11: 25-26), «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших» (1 Кор. 15:20).
Говоря о воскресении, мы обычно ссылаемся на Новый Завет, но и в ветхозаветные времена тоже было упование на него. Очень ярко, красиво и живо об этом повествует книга Иова: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его» (Иов. 19:25-27). А вот древняя философская мысль, в частности греческая, не воспринимала воскресение мёртвых как воскресение личности. Яркий пример тому — описанный в Деяниях святых апостолов эпизод, когда апостол Павел пришёл в Ареопаг, где произнёс речь об учении Христа. Греки любили послушать что-то новое, и всё было гладко до тех пор, пока речь не зашла о воскресении мёртвых. Тогда многие слушатели стали смеяться над апостолом, другие же предложили послушать его в другое время. Порой так ведут себя и наши современники.
Мы, христиане, верим, что воскреснем в той же плоти, в которой находимся сейчас, но она изменится, качества её будут иными. Она станет такой, какой задумывалась Богом для человека изначально, до грехопадения. Мы делаем такие выводы из евангельского описания воскресшего Христа: для Него нет расстояний, Он проходит сквозь запертые двери. По словам святого Иоанна Дамаскина, «спасённые получат тело неизменное, бесстрастное, тонкое, каково было тело Господне после Воскресения, проходившее через запертые двери, не утомляющееся, не нуждающееся в пище, сне и питье». Мы воскреснем во всей полноте — то есть в теле и с душой, причём в теле здоровом и обновлённом.
Почему некоторые боятся даже думать о воскресении мёртвых? Мы выросли на почве страха ХХ века, который принёс не так много светлого. Чего стоят две мировые войны, газовые камеры, геноцид и многое другое! Нам кажется, что грядёт что-то страшное. Возможно, этим объясняется факт, что людей часто интересует не Спаситель и Его скорое пришествие, а антихрист и его царство. Складывается впечатление, что некоторые христиане ждут его больше, чем прихода Царствия Небесного. Об этом говорил и преподобный Паисий Святогорец. Когда его спрашивали об антихристе, он предлагал поговорить о Воскресшем Христе.
Как оказывается, некоторые люди боятся говорить о воскресении мёртвых потому, что слишком натуралистично представляют себе его, и представления эти жутковаты: могилы, из которых поднимаются мёртвые, непонятно как облекающиеся плотью… Воображая подобное, они забывают о сути происходящего. Воскресение мёртвых означает, что история закончилась, и теперь не будет ни смерти, ни страданий.
Одиннадцатый член Символа веры — не только о воскресении, но и о надежде. Он утверждает, что все мы однажды встретимся со всеми своими умершими сродниками. Наш Бог — Бог не мёртвых, но живых, и всех, кто потерял кого-то любимого, впереди ждёт радостная встреча.
Важный момент: мы ожидаем воскресения мёртвых, и это ожидание не позволяет нам проживать жизнь так, как нам бы порой хотелось: безрассудно, глупо, бессмысленно. Ведь в момент воскресения всех усопших я увижу мою маму, бабушку, любимого дедушку, с которым мы ходили на рыбалку. Мы все посмотрим в глаза людям, которых любили и которые любили нас. Помня об этом, надо задуматься: не будет ли нам стыдно при этом? Не окажется ли, что их любовью и заботой мы распорядились недостойно? Сможем ли мы вообще посмотреть им в глаза?
Сейчас, когда все люди вовлечены в переживания, связанные с пандемией, нам особенно важно не забывать о своих усопших родных. Они по-прежнему нуждаются в нашей молитве. Об этом и напоминает каждому христианину Символ веры, а именно — его одиннадцатый член.
Священник Димитрий Паламарчук
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (43) раз