Выбрать страницу

Великий Понедельник: кто будет спасен Христом при кончине мира?

Великий Понедельник: кто будет спасен Христом при кончине мира?

Коронавирусная пандемия, вызвавшая небывалый доселе «нокдаун», породила в среде христиан разговоры о приближающемся конце света и пришествии Христа.

Оно и понятно: признаками приближения последних времен Самим Спасителем названы в числе прочего «моры», то есть эпидемии болезней. Так это или нет, знает один лишь Бог. А вот для верующих в любой ситуации действует одна рекомендация. И о ней по совпадению повествует евангельский текст Великого Понедельника.

Христос в конце времен обещает верующим настоящую вспышку деятельности «лжепроповедников». Причем, возможно, речь не только и не столько о буквальных подражателях Иисуса, еретиках или шарлатанах, использующих религию как способ манипуляций людьми или личного обогащения. Спаситель может говорить в принципе обо всех тех, кто претендует со своим «учением» на истину в последней инстанции. Такой «лжехристос» может быть и представителем коммерческого культа, и самоуверенным блогером со своей позицией или просто лидером общественного мнения любого пошиба, увлекающим за собой людей. Вы же наверняка с этим сталкивались и сами: знакомые взахлеб навязывают вам посмотреть видео с очередным знатоком жизни, называя его лучшим экспертом в своей отрасли.

Войны и военные слухи – ну это вообще не удивительно для нашего времени в части оперативности по получению информации. Можно сказать, что о происходящих где-то боевых действиях, а тем паче о возможной агрессии одного государства в отношении другого с развертыванием сил и вооружений, мы слышим и читаем каждый день. Война, то есть убийство одних людьми других, есть определенная кульминация греха, которой так желает отец лжи. У него цель одна: убить человека и духовно, и физически.

Про «глады, моры и землетрясения» (Мф. 24:6) особенно актуально. При этом Спаситель называет их «началом болезней», то есть началом бедствий человечества, пораженного грехом. У преподобного Иустина (Поповича) в толковании относительно природных катастроф и распространения болезней есть мысль, звучащая примерно так: «сбои» в работе природе и ее вражда против человека происходят в тот момент, когда концентрация греха в атмосфере достигает предельно допустимых величин. Со святым трудно не согласиться: не первый год верующие люди говорят о том, что в воздухе будто разлито ощущение тягостной мерзости греха.

Спаситель подходит и к тому моменту, что христианам всегда нужно быть готовым к гонениям, а особенно в последние времена, когда вдобавок «соблазнятся многие, и друг друга будут предавать и возненавидят друг друга» (Мф. 24:10). Здесь тоже понятно: те, кто вчера еще верил или относился к Церкви сочувственно-уважительно, в один момент впадут в отчаяние. Нас, христиан, ведь недаром в последние годы целенаправленно пытаются выставить людьми недалекими, живущими в темном средневековье в век высоких технологий. А на фоне всех бедствий нам задают кощунственный вопрос: ну и где ваш Бог? Почему так много беззаконий? Хотя мы уже миллион раз на этот вопрос отвечали. Не будет никаких позитивных изменений ни в жизни отдельно взятого человека, ни в жизни общества, пока не начнется процесс нравственного перерождения. Но… внешние сущности оказывают на маловеров больше влияния, чем энергия духа. Сейчас коронавирусом начали заболевать и священнослужители (и даже гибнуть от болезни). А ведь священники – лицо Церкви. Род лукавый и прелюбодейный ищет чудес, думая, что в один момент, щелкнув пальцами, архиереи могут остановить движение болезни, которая, безусловно, проистекает из умножения зла в мире. Хорошо, давайте поменяемся, станем лучше. Нет? Нужна волшебная палочка, чтобы мы продолжили жить в грехе, как прежде?

От увеличивающегося в мире зла скудеет любовь. То есть люди, видя происходящее, теряют свои моральные ориентиры. Страх, отчаяние, чувство безысходности, тенденции к саморазрушению могут медленно овладевать умами и душами. Как у Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено». На фоне потрясений действительно нередко культурная планка ценностей может бесповоротно рухнуть у человека.

Но как же быть в ситуации, которая кажется безвыходной? Когда мы страдаем и видим, что рядом кому-то хорошо, мы до конца не поглощены безысходностью. Проблема – она в таком случае только наша. Отвлекаясь, меняя обстановку, работу, образ жизни, человек умудряется на какое-то время убежать от самого себя. Но сегодня ситуация несколько иная. Рушится привычный порядок сытого благосостояния. Никто не знает, что будет завтра. Никакого рая на земле, в который человечество с таким упорством пытается верить.

Господь показывает нам через потрясения в мире, что пространство и время для каждого из нас всего лишь на время. Не стоит тратить свою энергию на то, что не пройдет сквозь игольные уши ворот в вечность. При этом, предупреждая об испытаниях, личных и коллективных, Спаситель успокаивает нас: «претерпевший же до конца спасется» (Мф. 24:13). Но как вытерпеть все эти испытания? Просто ждать, сходя с ума от страха и отчаяния?

Добродетель делает душу сильнее. Христос призывает нас быть терпеливыми в сохранении вопреки всему наших христианских качеств. Даже когда все в нашей жизни рушится или стремительно меняется, не стоит терять человеческое лицо и прогибаться под изменчивый мир. Нам нужно быть терпеливыми, то есть стойкими в вере, любви, надежде, доброте, милосердии, молитве и посте. Не надо вести себя подобно неразумным детям, обиженно отказывающимся от веры, потому что это вдруг «перестало работать». Господь давал нам все, что мы у него просили. Но мы живем не ради наших достижений здесь. Мы живем ради постепенного внутреннего преображения здесь, чтобы с духовным капиталом занять свое место в счастливой вечности. В противном случае проиграем дважды и сокрушительно. Смерть тела отбирает у нас все сокровища мира, а сокровища мира отбирают у нас душу, которая засыхает к моменту, когда бы должна распуститься для жизни в райском саду.

Поэтому сегодня нужно усиленно просить у Бога веры. Вера – это веревка от Господа, которая не дает нам потонуть в океане житейского моря. Если мы верим, то видим и слышим Бога, внимаем Его советам, нам не будут страшны никакие испытания. Более того, мы выйдем из них победителями. Доверяйте Богу, сохраняйте мир в сердце, молитесь для поддержания так необходимой нам связи с Создателем, не забывайте читать Священное Писание, ведь там ответы на все наши вопросы. Претерпев, то есть проявив волю и стойкость в вере, доверии Богу в том, чему Он нас учит, мы по Его милости будем спасены для жизни в счастливой вечности.

Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (38) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »