Великая Среда: как сохранить верность Богу?
Испытания всегда проверяют нашу веру на прочность. Иногда экзаменом становится столкновение наших убеждений с учением Христа. Что мы выберем: остаться верным себе или пойдем за Спасителем, переступив через привычки и уверенность в собственной правоте?
На вопрос заголовка, в общем-то, можно ответить односложно: чтобы сохранить верность Богу, не нужно совершать греха. Грехом мы предаем Господа, положившего жизнь ради того, чтобы нас от этой заразы искупить. Для четкого понимания всегда нужна визуальная аналогия. Поэтому предательство Иуды – лучший пример того, как человек по своей воле обрубает спасительную веревку связи с Источником Жизни.
В Великую Среду Евангелие вспоминает момент принятия Иудой решения о предательстве. Ситуация как нельзя лучше описывает факт того, что грех поражает душу человека задолго до кульминации падения, выраженной в действии. Итак, Иуда был казначеем апостольской общины. На примере его неспешного падения (или же молчаливого отказа на деле принимать учение Христа) можно проследить последовательный разрыв с Истиной. У человека всегда есть выбор – следовать за Богом или продолжить упрямо держаться своих убеждений. Сумев переступить через себя, мы получаем шаг навстречу и со стороны Спасителя. В нашем сердце после перемены ума происходит радостная перемена, которую ни с чем не перепутаешь. Если же мы продолжаем коснеть в своих заблуждениях, рано или поздно наша жизнь в буквальном смысле свалится в яму страданий и лишений с неизвестным концом. Иуда, как мы помним, повесился. Но обо всем по порядку.
Если Иуда был склонен к воровству, то есть сребролюбию, значит, он не был способен обуздать себя воздержанием. Этакий капризный нрав ребенка: хочу, и все тут! Поэтому Иуда мог пользоваться деньгами казны, учет которой не велся, как ему хотелось. Возможно, покупал себе что-то или откладывал на черный день. Когда произошел конфликт со Спасителем из-за алавастрового сосуда, Иуда разгневался. На самом деле необоснованно. Ну сосуд и сосуд. Спаситель всем объяснил, в чем дело и почему женщина потратила многоценное миро не впустую. Это событие окончательно разочаровало Иуду в Иисусе. Ведь он видел в Христе то, что ему самому хотелось.
За все время пребывания в апостольской общине Иуда, очевидно, не желал меняться, слушая слова Спасителя. Он только извлекал из этого выгоду и надеялся, что однажды Христос возглавит антиримское восстание, а затем организует мощное иудейское государство, в котором Иуда – правильно! – займет высокую должность и сможет угождать своим страстям с большим усердием. Апостол-предатель искал земного счастья, а когда понял окончательно, что ему этого не видать, продолжил падение по наклонной. Желание тщеславного сердца не реализовалось, и вот тут вовсю включились ущемленное самолюбие и обида. За то, что кто-то не оправдал Иудины надежды. И Иуда, решив, что разбитые надежды стоят жизни Христа, пошел и сдал Его первосвященникам.
А потом, поняв, что наделал, предатель от отчаяния пошел и повесился. Гордыня не позволила Иуде раскаяться и понести заслуженное наказание, он отказался от искупления хотя бы фактом жизни с этой болью. То есть терпения, которое так необходимо христианину на пути к Богу, апостол также не стяжал. Так в жизни Иуды последовательно проявились все основные виды греха, за исключением, наверное, блуда, сведений о чем нет; но можно предположить, что и к этому было склонно невоздержанное, сребролюбивое и тщеславное сердце предателя.
И Иуда предавал Христа с самого начала, в упор отказываясь примерять на себя слова Спасителя о подлинном счастье. Когда Христос проповедовал воздержание ради того, чтобы обуздать плоть и переключить внимание с внешнего на внутреннее (ведь Царство Небесное внутри человека), Иуда пошел на поводу у невоздержанности и начал воровать из кассы взаимопомощи. Иисус прямо говорил, что горе богатым, подразумевая, очевидно, людей жадных, сделавших деньги центром жизни, а Иуда эти деньги кропотливо складывал себе в карман. Спаситель твердил, что счастливы незлобные и добрые люди, а Иуда психанул в доме Лазаря и, разозлившись, ушел предавать Христа. Господь учил, что Его Царство не от мира сего, а Иуда надеялся на должность, рисуя в фантазиях грядущее земное государство с Учителем во главе. Богочеловек называл любовь наивысшей заповедью, а Иуда взял и предал «любимого» Наставника в руки убийц. Покайтесь, говорил Иисус, и называл Судьей только Бога, а Иуда вместо покаяния решил, что сам волен судить себя, и без раскаяния свел счеты с жизнью…
Фигура Иуды требует внимательного изучения. Предательство Христа – это далеко не только кощунство, богохульство и внешнее отречение человека. Мы предаем Спасителя, предаем Его подвиг Крестной жертвы своими грехами. Он прощает нам все, если мы просим прощения. Но память о том, что каждый наш грех – гвоздь в Его плоть, пожалуй, заставит нас пересмотреть свою жизнь. Чтобы быть с Богом, нужно иметь перед глазами два примера: Христа и Иуды. Следуя за Первым, на поступки второго стоит ориентироваться как на флажки, за которые надо постараться ни в коем случае не выходить.
Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (23) раз