
Великая радость Великого Четверга
В Великий Четверг Православная Церковь вспоминает Тайную вечерю, на которой Господь наш Иисус Христос установил и совершил первую в истории человечества Литургию.
На ней Спаситель пресуществил хлеб в Тело Христово, а вино в Кровь Христову. Позже на Литургии, на проскомидии, священнослужители стали добавлять в вино немного воды в воспоминание того, что, когда пронзили копьем ребра Господа на Кресте, из раны излились кровь и вода.
Преподобный Иоанн Дамаскин в труде «Точное изложение православной веры» писал о Евхаристии следующее: «Хлеб и вино суть не образ тела и крови Христовой (да не будет!), но само обожествленное тело Господа, так как Сам Господь сказал: сие есть не образ тела, но тело мое, и не образ крови, но кровь моя».
Т. е. мы видим, что на Литургии Сам Господь преподает нам Свои Тело и Кровь. И это максимально близкое общение человека и Бога, наиболее тесное соединение. Именно на Литургии мы видим и участвуем в великой тайне обожения (спасения) Богом человека.
Об этом говорил Сам Господь наш Иисус Христос: «…если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Kрови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6:53).
А, к примеру, преподобный Феодор Студит писал о том, что Божественная литургия есть обновление Богочеловеческого домостроительства спасения. Т. е. при совершении Литургии мир, человечество, вся планета Земля получают некий Божественный импульс, обновляющий, оживляющий все мироздание в общем и каждого из нас в частности.
Во время Литургии, даже взирая на Святые Дары, мы освящаемся, становимся лучше, чище, а если мы причащаемся Тела и Крови Христовых, то этот возглас литургический «Вонмем. Святая святым» обращен именно к нам. «Святая» – Тело и Кровь Христовы освящают нас, и мы становимся «святыми». В Литургии наиболее полно раскрывается святоотеческий призыв «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом».
Исходя из Евангелия и высказываний святых отцов, можно утверждать, что Литургия для нас – это сама жизнь. Податель и Источник жизни Господь через Литургию дарует нам жизнь, соединяет нас с Собой и обновляет в нас жизнь. Это совершается через Литургию и другие, соединенные с ней суточные службы – часы, вечерню, утреню.
Литургия – это не испросить для себя что-то материальное, земное, нет. Литургия – примирение с Богом, соединение с Ним. Литургия – это полет в небеса, это, если хотите, кран, через который в нас вливается жизнь.
Откроем же для себя с Божьей помощью кран жизни!
Вонмем. Святая святым.
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (33) раз