Выбрать страницу

Верность Христу без надежды на Пасху. О тайне Великой Субботы

Верность Христу без надежды на Пасху. О тайне Великой Субботы

Мы привыкли смотреть на Страстные дни при свете Пасхи, поэтому вся серьезность происшедшего, весь ужас и отчаяние нам сегодня недоступны. Мы просто пережидаем бесконечный день Великой Субботы, стыдливо пряча предчувствие пасхального торжества. Завернутый любящими руками Божественный Мертвец в пещере — знамение такой же силы, что и Младенец в пеленах.

При рождении Христа прислуживал старичок Иосиф, названный муж Богоматери.

При погребении Христа был советник Иосиф, «человек добрый и правдивый», как сказал о нем евангелист Лука.

Старец Иосиф наблюдал, как Дева Мария спеленала Божественного Младенца.

Скорбящая Матерь смотрела, как советник Иосиф пеленает Божественного Мертвеца.

Христа хоронили мужчины. Почему-то этот простой евангельский факт не держится в памяти. Мы привыкли видеть женщин, оплакивающих Спасителя и готовящих тело к погребению. Но Евангелие говорит прямо: женщины только наблюдали, пугливо стояли в стороне.

Последнюю любовь Убитому Богу оказали два немолодых мужчины — Иосиф и Никодим. Один выпросил тело Распятого у Пилата, уступил Богу свой гроб, купил плащаницу, второй принес какое-то невероятное количество сверхдорогих благовоний — столько и не нужно было, но по-другому он не мог.

Любовь и верность женщин восхищают. Но отчаянная преданность мужчин не помещается в слова, может поэтому настоящие мужчины так мало говорят.

Иосиф и Никодим. Их не было при торжестве Всемогущего Учителя. Когда Христос воскрешал Лазаря, принимал почести от народа, изгонял демонов, исцелял слепых — ни Никодима, ни Иосифа не было рядом. На них не падали лучи Его славы, они не могли похвастаться правами приближенных. Их не было даже на Тайной Вечери, а уж там были все, даже Иуда.

Но когда Он остался по-настоящему один — Мертвец — без силы, без чудотворства, без надежд и обещаний, а даже наоборот — израненный и униженный, брошенный даже самыми близкими учениками, — все ушли и разбежались в ужасе, остались только эти двое — Иосиф и Никодим.

Настоящие доброта и преданность бескорыстны. Иосифу и Никодиму ничего не надо было от Христа. Не было предварительных обсуждений: кому из них за оказанную любовь надлежит сидеть по правую сторону или по левую, когда Он придет судить народы. Они бы никогда и не попросили. И, скорее всего, эти два скромных человека так и будут робко стоять в стороне, в тени какого-нибудь святителя, когда в славе и торжестве вернется Победитель смерти.

Христос был дорог им не Своей силой, правами и обещаниями, не ради награды они остались рядом с Ним в тот опасный момент, когда Он уж точно не смог бы их защитить. Просто так было правильно. По-другому они не могли.

Апостол Павел утверждал, что христианство невозможно без Пасхи:

«Если Христос не воскрес,

то и проповедь наша тщетна,

тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14).

Иосиф и Никодим остались верны Иисусу без надежды на Пасху. Это были христиане без Пасхи. Они бы остались со Христом, даже если бы Он проиграл.

Ведь это был такой тихий и бесконечный день — суббота покоя. Такой длинный, что, казалось, он никогда не закончится.

Где был Христос? Что Он делал? Богословы говорят, что в это время Он сходил в ад, но что это значит, неподвластно даже мудрым.

Христос — это тайна! Что вы спрашиваете, как провел Иисус Великую Субботу, когда десятилетия Его жизни нам не открыты. Столько подробностей о Рождестве, а потом небольшой рассказ о двенадцатилетнем Мальчике, а далее — глухой пробел до тридцати лет.

Где Он был? Что делал? Как проходила Его жизнь?

Для христиан древности это не было важно. Потому что все любопытство к деталям просто тонуло в потрясающем откровении, что Бог стал человеком!

Бог был ребенком — на самом деле!

Бог умер и погребен — на самом деле!

Все было по-настоящему!

Вот почему в Символе веры рядом с фразой «и страдавша» с не меньшей силой звучит «и погребенна».

Мы привыкли делать ударение на Страданиях и Распятии Христа, но для первых христиан факт погребения был не менее важен, точнее, настолько важен, что святой Павел настойчиво провозглашает его в своем апостольском исповедании:

«Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что

Христос умер за грехи наши, по Писанию,

и что Он погребен был,

и что воскрес в третий день, по Писанию» (1Кор. 15:3-4).

Христос умер по-настоящему.

Как бы мы ни упражнялись в размышлениях о том, как Христос проник в ад, кого Он там встретил, как сломал адские замки и решетки — каким бы красочным ни было это повествование, оно меркнет перед простым и потрясающим фактом:

Христос умер по-настоящему!

Это произошло на самом деле. Тому есть свидетели. Он был мертв вне всяких сомнений, и очень полезно ставить себя на место тех христиан без Пасхи, которые вопреки всему не покинули своего Учителя. Даже мертвого.

Очень сложно так мыслить. Мы привыкли смотреть на Страстные дни при свете Пасхи, поэтому вся серьезность происшедшего, весь ужас и отчаяние нам сегодня недоступны. Мы просто пережидаем бесконечный день Великой Субботы, стыдливо пряча предчувствие пасхального торжества.

Завернутый любящими руками Божественный Мертвец в пещере — знамение такой же силы, что и Младенец в пеленах:

«И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях» (Лк. 2:12).

Путь Христа начался в вифлеемской пещере, закончился в пещере погребения. И всюду — не свой, под чужим кровом, без места на земле, без дома и пристанища. Даже гроба своего не было, пришлось лечь в могилу друга.

«И родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли; потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7).

Это был тяжелый, целую вечность длящийся день. Так много событий, так много горя, что не осталось ни слов, ни слез.

Вот почему никто и не заметил, что всю ночь над пещерой погребения сияла тихим светом Вифлеемская звезда, которая на рассвете растворилась в заре Воскресения.

Архимандрит Савва (Мажуко)
Источник: Православие и Мир

Просмотрено (20) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

14 ноября - Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии

Косма и Дамиан — братья, святые-бессребреники, врачеватели и чудотворцы, жившие во второй половине IIIв. В отличие от других бессребреников Космы и Дамиана, умерли не мученической смертью, но прославились своими чудесами после смерти... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

17 ноября — Блж. Симона, Христа ради юродивого, Юрьевецкого далее »

18 ноября — Свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

19 ноября — Прп. Варлаама Хутынского далее »

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »