Как в традиции Православной Церкви правильно нарекать имя ребенку
В отечественной церковной традиции издревле имена крещаемым нарекались в честь святых, канонизированных (прославленных, признанных) Церковью. Их имена должны быть в святцах (церковных календарях).
Чинопоследование и значение обряда
Собственно говоря, этот обряд называется в требнике «Молитва, во еже назнаменовати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего». Для современного православного христианина с него начинается крещение. Священник возглашает обычный возглас «Благословен Бог наш…», далее читается «Трисвятое» по «Отче наш». За этими молитвами следует священнический возглас «Яко Твое есть Царство…». После чего поется отпустительный тропарь дня или тропарь храма.
Потом батюшка знаменует (крестит) лоб, уста и грудь крещаемому. И затем произносит молитву с поминовением имени, которое после этого присваивается человеку, желающему креститься. В молитве испрашиваются различные милости у Господа для крещаемого и в первую очередь, чтобы свет Христов его просветил и совокупил (соединил) его Святой Церкви, посредством Которой человек смог бы войти в Царствие Небесное. Здесь в молитве также есть такие слова «И даждь Господи не отречену пребыти имени Твоему святому на нем…». Т.е. отречься от своего имени уже нельзя и оно на веки вечные словно некая печать личности пребывает на человеке.
Далее священник берет на руки младенца и, изображая им крест, говорит или поет тропарь Сретения Господня. Если крещаемый взрослый, то, соответственно, крестится он сам.
Вот как об этом говорится в «Настольной книге священнослужителя»: «Чтением этого тропаря Церковь напоминает, что почти две тысячи лет тому назад в Храм Господень был точно так же принесен Богомладенец Иисус, Дитя Приснодевы Марии, рождением Своим открывший путь всем детям к неописуемой радости Царства Божия». Замечательные, конечно, слова!
После произнесения вышеупомянутого тропаря в требнике следует произносить отпуст с поминовением имени святого покровителя крещаемого.
Но на практике далее следуют одни за другим следующие обряды, предваряющие Таинство крещения и, наконец, само крещение.
Обычно (если нет угрозы жизни для младенца или, вообще крещаемого) имя нарекается на восьмой день. Это связано с тем, что по закону Ветхого Завета младенца обрезывали на восьмой день. Данному установлению подчинился Сам Господь наш Иисус Христос: «По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве» (Лк. 2: 21).
В чинопоследовании наречения имени мы видим следующую особенность по сравнению с обрядом ««Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча». Там преимущественно священником читались молитвы для матери, и Церковь радовалась тому, что Господь сотворил еще одного человека. В молитвах же наречения имени, которые зачастую происходят в храме, с пением тропарей, есть уже нечто литургическое. Потому что Церковь готовит человека крещению. Он начинает свой путь к этому великому Таинству. Церковь впускает человека в Себя. Также наречением имени Церковь свидетельствует, что в мире появилась неповторимая уникальная личность, начинающая свой путь к Богу.
Православные традиции при выборе имени
В отечественной церковной традиции издревле имена крещаемым нарекались в честь святых, канонизированных (прославленных, признанных) Церковью. Их имена должны быть в святцах (церковных календарях). Поэтому день памяти данного святого, в честь которого назван человек, является именинами или днем тезоименитства для этого человека. В переводе с церковнославянского языка слово «тезоименитый» обозначает «соименный», т.е. два человека названы одним именем. Отсюда распространенное разговорное слово «тезка». День именин (тезоименитства) празднуется также, как и день рождения православным человеком. Его желательно провести в храме Божием, поисповедоваться, причаститься Тела и Крови Христовых, заказать благодарственный молебен, помолиться тому святому, в честь которого ты назван, почтить его память. Ведь он является наряду со святым ангелом хранителем – небесным покровителем человека, его невидимым наставником, учителем и водителем в земной и загробной жизни. Этот святой молится у Престола Божия за свое соименное духовное чадо о спасении души его и о телесном, духовном здравии. Небесного покровителя следует отличать от ангела хранителя. Ангел хранитель – это бесплотный дух, который дается человеку (по одним источникам при рождении, по другим – при Таинстве Крещения). Он оберегает человека от бесов и также является его духовным наставником. А небесный покровитель – это святой, реально живший в прошлом человек, такой же, как и все мы, после смерти достигший святости и прославленный Богом и Его Церковью.
На мой взгляд, желательно, конечно, чтобы именины совпадали с днем рождения. Это идеальный вариант. Но не всегда так получается. В православной традиции нашего народа, следующей за традицией Священного Писания, часто нарекают имя ребенку в честь святого, память которого празднуется плюс-минус восемь дней по святцам (календарю) от дня рождения. Но возможно также называть ребенка и любым православным именем, которое есть в святцах.
Совсем недавно по этому поводу вышел документ Священного Синода Русской Православной Церкви от 26 декабря 2019 года «О возможности принятия Крещения с сохранением национального имени». В нем говорится:
1. Имея в виду, что Священное Писание относит наречение имени новорожденного младенца к правам родителей, и учитывая, при этом, традиции Православной Церкви, обратить внимание духовенства на возможность беспрепятственного – по усмотрению родителей – наречения младенцев (и последующего их крещения) именами святых, почитаемых в любой из Поместных Православных Церквей.
2. Подчеркнуть недопустимость каких-либо ограничений в богослужебном поминовении и допущении к церковным таинствам верующих, носящих национальные имена, традиционные для других Поместных Православных Церквей (или имена в иных национальных звучаниях).
3. При крещении или присоединении к Православной Церкви взрослого человека, носящего имя, не имеющее аналога в месяцесловах Поместных Православных Церквей и не являющееся иным национальным звучанием имени из православного месяцеслова, предоставлять таковому человеку самостоятельного избирать крестильное имя из православного месяцеслова, причем желательно, чтобы оно было близко по звучанию с гражданским именем».
В данной статье также хочется упомянуть и о суеверии, с которым довольно часто сталкивается священник при разговоре с крестными и восприемниками. Иногда люди хотят дать ребенку другое, тайное имя, не такое, как в паспорте. Чтобы на ребенка нельзя было навести порчу, сглаз и прочее. Это все, конечно, язычество и грех. Это святотатственное отношение к Таинству Крещения. В нем Бог соделывает человека Себе храмом и входит в него. В нем к человеку приставляются Господом святые ангел хранитель и небесный покровитель, которые теперь будут охранять его каждую секунду жизни. Так чего ему еще бояться?!
Уважаемые родители и восприемники! Не гневите Бога, не малодушничайте. Верьте: Христос сильнее сатаны. И Он защитит вашего ребенка в миллионы раз даже лучше вас самых. Живите уставом Церкви и Ее святыми правилами. По ним, как по благодатным каналам изливается на вас и ребенка вашего благодать Святого Духа. Именно она дарует и здоровье, и жизнь, и спасение. Не отторгайте себя и дитя ваше от Божественной благодати грехом язычества и суеверия. В этом надо исповедоваться перед батюшкой. И вверить себя Богу.
Другим именем крещаемый нарекается только в том случае, если его гражданское имя не имеет аналогов в святцах. Если его нет в православном календаре. К примеру имя «Руслан». Это арабское имя обозначающее «лев». Такого православного святого нет. Поэтому человеку дается другое имя в честь полюбившегося православного святого.
Будем же, дорогие братья и сестры, прославлять своих небесных покровителей и ангелов хранителей, которые каждую секунду пекутся и нашем спасении и борются за нас.
Вси святии, молите Бога о нас!
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (109) раз