Почти детективная история об одной уникальной иконе
14 мая Православная Церковь чтит образ Андрониковской (Греческой) иконы Божией Матери.
Древняя чудотворная Андрониковская, называемая еще Монемвасийской, икона Богородицы бесспорно принадлежит к самым лучшим образцам церковного иконографического искусства. Каждого, кто хоть однажды взирал на Лик Пречистой, изображенный на ней, поражала не только его внешняя красота, но и талантливо переданный иконописцем внутренний богатый духовный мир и нравственная чистота Богоматери. Невероятно удивительна глубина Ее выразительных глаз, которые отражают печаль и безмерную любовь ко всему человечеству. В повороте слегка смиренно склоненной головы, во взгляде и всем облике видны черты Ее величия и благородства. На шее Пречистой Богородицы изображена рана с запекшейся кровью, которая образовалась при нанесении Ей ударом ножом одним нечестивым противником икон. Нож этот длительное время сохранялся в бархатном футляре внизу иконы.
Иконографию образа можно условно отнести к типу икон Агиосоритисса («Просительница»), на которых Богородица изображается без Младенца Христа. Иконы такого типа немногочисленны и объединить их в особую группу весьма затруднительно, так как иконографическая схема в каждой из них определяется своей самостоятельной богословской идеей. Однако все они писались для прославления Материнства Пречистой Девы. На Андрониковской иконе Богородица изображена оплечно в мафории, поверх которого находится еще и венец, представляющий собой знак Ее царского достоинства, основанного на том, что Она является Матерью Царя царей – Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа. Скорее всего, венец на голове Богородицы – это более поздняя деталь украшения, потому что в византийской традиции не было принято изображать Богоматерь в таком виде. Согласно свидетельству одного из хранителей святыни, образ был выполнен в редкой технике воско-мастики. В описании этой иконы некоторыми авторами XIX-го столетия упоминается, что на ней имелась серебряная риза, вызолоченная, осыпанная бриллиантами, жемчугом и разными драгоценными камнями. Святыня была вложена в дорогую раму.
Такой редкий образ всегда являлся вожделенным предметом обладания для непорядочных и нечестных коллекционеров и антикваров. Оригинал иконы, которая смогла пережить период гонения на веру и не была уничтожена пожаром революционных преобразований, которая сохранилась благодаря заботам истинно верующих людей, был похищен в 1984 году из Богоявленского собора города Вышний Волочек – места последнего ее нахождения. Все предпринимаемые попытки по расследованию преступления остались безрезультатными. Икона не найдена до сих пор и, скорее всего, хранится в коллекции какого-нибудь нечистоплотного собирателя церковных артефактов.
История появления образа уходит в прошлое — ко времени правления византийского императора Андроника III (1328 – 1341), чьей фамильной святыней он был. Как же случилось, что много веков спустя икона оказалась в российской глубинке, в Тверской области? Согласно преданию, образ был принесен в дар самим императором Андроником Монемвасийской мужской обители в Морее (старинное название греческого полуострова Пелопоннес). Об этом, кстати, свидетельствовала и находившаяся на нем серебряная пластинка с соответствующей греческой надписью. В 1821 году в Греции вспыхнуло восстание против турецкого господства, на которое Османская империя ответила жестоким подавлением мятежа, грабежами храмов и разорением монастырей, расправой над духовенством, монахами и простыми людьми. Одним из первых пострадал Константинопольский патриарх Григорий V, которого турки повесили на воротах его собственного жилища в полном облачении. Вместе с ним были казнены еще три митрополита.
Тогдашний настоятель Монемвасийской обители епископ Агапий, предвидя расправу, бежал в город Патрас, взяв с собой Андроникову икону. В стране началась война. И Агапий, переживая за судьбу святыни, которая могла быть утеряна или уничтожена в такое неспокойное время, перед смертью завещал ее своему родственнику Н.И. Власопуло, исполнявшему на тот момент обязанности русского генерального консула. В свою очередь в 1839 году сын консула передал ее на хранение в Петербург императору Николаю I. До 1868 года образ пребывал в Зимнем дворце, затем был перенесен в Троицкий ветхий и забытый собор на Петербургской стороне. Молва быстро разнесла весть о том, что в соборе находится великая греческая святыня, и христиане начали посещать храм и обращаться в молитвах за помощью к Пречистой Божьей Матери .
За это время икона несколько раз меняла своих владельцев. Обладатели то требовали ее назад, то вымогали вознаграждение, то возвращали обратно. В 1877 году коллежский асессор М.И. Федоров, считавшийся на тот момент законным владельцем образа, забрал его домой из Троицкого собора. Что делать с этой бесценной иконой он не знал. Все его попытки определить куда-то образ за вознаграждение не увенчались успехом. Прятать в маленькой квартирке чиновника такую святыню от посторонних глаз было нехорошо, а поэтому в 1885 году он продал ее купцу Е.Н. Сивохину — одному из благодетелей Казанского женского монастыря, находившегося в городе Вышний Волочек Тверской губернии. 1 мая было совершенно торжественное перенесение иконы из С.-Петербурга в Вышний Волочек, и с этого времени установлено празднование ее почитания.
История этой греческой иконы оказалась тесно связана с именем святого праведного Иоанна Кронштадтского, который очень чтил ее и любил перед ней молиться при каждом посещении обители. Благодаря его содействию, усилиям и помощи по сбору пожертвований в Казанском женском монастыре был выстроен единственный в России великолепный пятиглавый собор в честь Андрониковской иконы Божией Матери. В 1901 году храм освятили. С этого момента до времени закрытия и разорения обители святыня находилась там.
В 1922 году постройки монастыря были переданы в пользование Тверской стрелковой дивизии. Собор обезглавили, а на месте монастырского кладбища устроили плац. Оставшимися могильными плитами вымостили дорогу к свинарнику. Чудотворные иконы обители Казанская и Андрониковская были перенесены в одну из церквей города Вышний Волочек, затем какое-то время хранились в музее. Последнее место нахождения святынь было в Богоявленском соборе — единственном открытом в годы советской власти в городе храме.
В 1991 году разоренная обитель была передана Русской Православной Церкви. Однако одна из бывших святынь монастыря – Андрониковская икона уже не смогла вернуться на место своего прежнего пребывания. В настоящее время в Казанской обители находится точная копия иконы, сделанная инокинями монастыря еще в конце 19-го века и бережно сохраненная семьей дворян Ярцевых.
Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы Божией Матери. В Феодоровском женском монастыре города Переславля Залесского Ярославской области находится старинная литографическая копия этой греческой иконы Богородицы, принесенная в 1998 году во вновь открывшуюся обитель одной прихожанкой. Спустя какое-то время другая верующая женщина отдала монастырю киот, который удивительно точно подошел для иконы. Очень скоро через образ этот начали происходить явные чудеса. В 2005 году многие прихожане стали свидетелями удивительного благоухания, исходившего от святыни. По молитвам к Богу перед ней получили исцеления несколько человек. В 2006 году Андрониковская икона мироточила на протяжении двух месяцев, а Лик Ее стал светлеть.
Время от времени в средствах массовой информации появляются сообщения о том, что правоохранителям все же удается раскрывать некоторые уголовные дела, связанные с похищением церковных святынь. С момента кражи Андрониковской (Греческой) иконы прошло уже 36 лет. Но сестры обители и прихожане не теряют надежды на то, что однажды произойдет чудо, и этот бесценный и уникальный образ Пречистой Богородицы вернется на свое прежнее место, снова украсит своим присутствием храм, а Ее великолепный, светлый Лик будет приветливо и с любовь смотреть на каждого, кто с верой в своих молитвах станет искать помощи у Заступницы всех христиан.
Валентина Новикова (Чернышева)
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (49) раз