О свиньях, диаволе и нас самих
Хоть в ад нас бросай, но если ты с Богом, это уже будет не ад, а рай. Святой человек потому и не боится ада, что с ним Христос, и он со Христом.
И бесы просили Его: если выгонишь нас, то пошли нас в стадо свиней. И Он сказал им: идите. И они, выйдя, пошли в стадо свиное. И вот, всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде.
(Мф. 8, 31–32).
О свиньях можно говорить много. Эта история очень полезна тем, что может завести нас так далеко, что мы обнаружим тут черты, свойственные нашей жизни.
Прежде всего, что такое свинья и почему демоны хотят войти в свиней? Когда человек смотрит на свиней, показанных в другом виде – как готовое блюдо, лежащее на обеденном столе, – они ему наверняка кажутся весьма желанными, но если посмотреть на их повадки на скотном дворе, то откроются такие черты, которые не покажутся нам такими же приятными, и мы начнем этих свиней немного презирать. Не так ли? Мы их желаем – но в то же время от них отворачиваемся. При определенных условиях их хотим – и в то же время испытываем к ним отвращение.
В нашей жизни действительно есть такие вещи, которых мы хотим, но в то же время отвергаем. И эти вещи нас некоторым образом раздваивают. Думаю, это самое важное в нашем сегодняшнем способе существования. То есть мы живем вещами, которые одновременно представляют для нас объект и желания, и отвращения. Рассмотрим их по порядку.
Вы знаете эту историю из Евангелия:
«И когда Он прибыл на другой берег в страну Гергесинскую, Его встретили два бесноватые, вышедшие из гробов, весьма свирепые, так что никто не смел проходить тем путем. И вот, они закричали: что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф. 8, 28–29).
Христос появляется, и важно, что как только Он появляется, демон (в людях) обращается к Нему и говорит: «Что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришел Ты сюда прежде времени мучить нас?»
Диавол, поскольку он творит зло, – очень напуганное существо. Вы, наверное, об этом не задумывались. Он, прежде всего, крайне напуган. А пугает только тот, кто сам напуган. Вы этого не знали?
Скажете: «Мы все боимся диавола». А он сам очень боится, потому что у него нет благодати Божией. Он всегда ощущает отсутствие, абсолютное отсутствие Бога, и поэтому испытывает жуткую боль. Он – существо, которое испытывает крайнюю боль, но, будучи ужасно надменным, не хочет этого признать и предпочитает перекладывать эту боль на других, причем делает это самым соблазнительным образом. Поэтому будьте внимательны! Он никогда не скажет: «Иди сюда, чтобы испытать вместе со мной боль», – а учит, как тебе самому начать испытывать боль. Показывает несколько главных приемов, последовав которым, ты неизбежно начнешь испытывать боль, слабую или сильную, – в зависимости от того, насколько точно им следовал.
Он испытывает жуткую боль и напуган. И хочет передать это и тебе, и мне
Он знает, как заставить человека испытывать боль (по причине страстей), знает, как удерживать его вдали от Бога, знает, отчего ты становишься опустошенным, абсолютно лишенным Божией благодати, и старается тебя этому научить. И снова скажу: он учит этому не как чему-то плохому, а наоборот, как блаженству.
Я сказал, что он испытывает жуткую боль и напуган. И хочет передать это и тебе, и мне. Но делает это, изображая всё не так, как оно есть, а так, как нам хотелось бы это видеть. Старается преподнести зло как добро для нас, таким, каким мы хотим его видеть. Так, он никогда не предупреждает, что другой начнет тебя ненавидеть, а просто внушает тебе, чтобы ты начал ему завидовать. Никогда не скажет, что жена тебя бросит, а просто нашептывает на ухо: «Старайся быть выше нее».
На днях я встретил одного духовника, и он рассказал мне следующую историю о супруге, который был очень гневливым и агрессивным и при этом никогда не просил прощения. А когда прощения нет, другой через какое-то время ломается. Так он и довел свою жену до грани.
И вот однажды он позвонил этому духовнику и всё рассказал. Он не мог попросить у нее прощения, ведь нам трудно просить прощения у женщин: «Если попросишь у нее прощения – всё, тебе конец! Потому что потом будешь просить прощения за всё, даже за то, что дышишь! Так что никаких извинений!» – такой была его логика. И женщины тоже бывают такими.
А теперь посмотрите: диавол не сказал ему правду, он внушал ему заботиться о том, как бы с ним самим всё было хорошо, как бы не пострадал его имидж, тот образ, который другие создают в нас с малых лет. Его создаем и мы сами, и делаем всё, чтобы его сохранить, а еще лучше – чтобы люди стали нас хвалить; результатом же бывает то, что человек ломается, наносит другим вред и совершает массу ошибок.
Диавол это знает, потому что проделывал это много раз, он знает, что этот путь ведет в пропасть, но говорит тебе:
– Посмотри, как широк этот путь, как он удобен, какой отсюда замечательный вид, какие деревья, горы и т.п. Беги по нему, давай!
Он знает, что ты не успеешь нажать на тормоз, но не предупреждает, что тебе нужен будет тормоз, а говорит:
– Посмотри, как это здорово!
И поэтому очень важно, чтобы у человека был духовный проводник, который уже ходил по этим дорогам и разбирается в них. Или, если его нет, чтобы мы читали творения святых отцов и Писание, которое знает толк в этих делах. «Ибо нам не безызвестны его умыслы» (2 Кор. 2, 11).
Итак, нужен человек, который разбирается в этих вопросах. Но сегодня в них не разбирается никто, и ты идешь к несчастному психологу, которому и дела нет до духовных тонкостей, чтобы он тебя еще больше запутал, научил еще больше делать неправду, обижать других и избегать суда совести. Понимаете? И таким образом обеспечить тебе еще большие мучения, еще более мрачную безысходность.
Понимаете, почему имеется связь между свиньями и диаволом? Потому что мы и хотим их, и ненавидим – и желаем их, и отвращаемся от них. Но всё же скорее хотим – и никак не можем примирить в себе эти противоречивые чувства. То есть то, что я чего-то хочу, меня убивает: само мое желание меня убивает, мой имидж, каким я его вижу, мое представление о себе, то ложное чувство собственного совершенства, которое я в себе создаю.
Если вы читаете руководства по психологии, то знаете, что в них советуют, чем больше лет человеку, тем больше говорить ему, особенно старенькому, что в жизни он преуспел, что с ним всё хорошо, и он всё сделал прекрасно. То есть человек готовится покинуть мир сей, а ты ему говоришь: «У тебя всё в порядке, всё замечательно!» И если он заболеет, то это обязательно всё кончится хорошо, на 1000%! Он непременно выздоровеет и снова станет 20-летним.
Один мой друг говорит, что существуют три возраста: первый – молодость, который доходит до 40 лет с небольшим, затем зрелость – еще лет 20–25, а потом начинается возраст «ты в порядке, у тебя всё хорошо». Если вам начнут говорить: «Ты в порядке, у тебя всё хорошо», – это значит, что с тобой уже всё плохо, а минувших лет, к сожалению, назад не вернуть. У нас есть только те годы, которые впереди, а те, что позади, – их нет, они кончились, они в руках Божиих. Годы, которые впереди, у нас есть для того, чтобы мы использовали их духовно, приумножали самопознание и покаяние, а не ложное мнение о себе. В противном случае придется признать, что будет возрастать это наше ложное самомнение.
Ты говоришь: «Всё в порядке!» – да, но при этом надо прославлять Бога за то, что было, и видеть свое несовершенство. Надо видеть несметные дары, которые Бог дал каждому из нас: мы все получили бесконечное множество даров в тот миг, когда впервые вдохнули в грудь воздух. Это прекрасно, когда человек славит Бога, но при этом надо, чтобы он видел свое несовершенство, понимал, что не ответил Богу должным образом, и что он не такой, каким мог бы быть.
Прекрасно, когда человек славит Бога, но надо, чтобы он понимал, что не ответил Богу должным образом
Так человек начинает обретать душевное равновесие, и следующие за тем годы бывают для него плодотворными. В противном случае мы не перестаем метаться во внутреннем противоречии: слушаем, что говорит нам диавол, и становимся такими же, как он. Сегодня есть люди, которые испытывают несчастье диавола, безысходность диавола, страдания диавола. И думаешь: «Да что с тобой не так, дитя мое?» Бедная молодежь. У них, конечно же, нет наших проблем, зато есть другие, гораздо хуже. Понимаете? И страшная безысходность в душе, мрак.
Иногда видишь, что 25-летние молодые люди выглядят как старики. У них состарившиеся лица. Их душе не на что опереться, у нее нет выхода. А в сегодняшней ситуации нет и работы. «Поехали за границу!» А что нам делать там, за границей? Да и заграница – тоже отдельный вопрос. Я уже говорил вам раньше, многим говорил: если хочешь голодать, голодай у себя на родине, разве обязательно голодать на чужбине? Они думают, что там их так и ждут, чтобы всё им давать.
А всё дело в том, что мы всё время избегаем думать о нашей главной проблеме – проблеме связи с Богом: что я буду делать с Богом? Понимаете? Отсюда все остальные вопросы начинают видеться нам по-другому. Но знайте: хоть в ад нас бросай, но если ты с Богом, это уже будет не ад, а рай. Святой человек потому и не боится ада, что с ним Христос, и он со Христом. Вопрос не только в том, чтобы ты призывал Христа, а чтобы и Он тебя желал, и чтобы вы были вместе. А если вы вместе, аду конец! Ада нет, ад – это мы, мы сами создаем ад.
Так как диавол – крайне напуганное и страдающее существо, поскольку вообще не имеет благодати, то он хочет и нас затолкать в этот ад уже сейчас, и преподносит нам ад в виде свиней. Но только предлагает их уже пожаренными, на шампуре, в аппетитном виде, и говорит: «Ешь!» Не говорит, что если ты будешь их есть-есть-есть, то в итоге сам станешь как они. Вот в чем вопрос. Он хочет коварным образом, незаметно ввести нас в его состояние. А почему? Потому что, как говорят отцы, у диавола идет великое противоборство с Богом. Он испытывает жуткую боль, страшно боится, он в ужасе, как и сказано тут:
– «Ты что, пришел сюда прежде времени мучить нас?» Верю, что Ты не станешь мучить всех нас.
Он верит, что избавится от мучения. А как избавится? Приведя с собой всё мироздание. Он хочет однажды сказать Богу:
– Ну что, видал? Что я предлагал им, того же хотели и они сами!
Такова цель диавола. Когда-то старец Паисий объяснил мне это. И имейте в виду: он видел диавола лицом к лицу. Однажды он сказал мне:
– Я вижу его, как он есть.
– И какой же он, геронда?
– Отвратительный.
– И чего же хочет этот отвратительный?
– А того именно, чтобы сказать однажды Богу: «Смотри, то, что я им даю, этот лайфстайл, эти великолепные вещи, которые я им даю: гаджеты, автомобильчики, игрушки (я выучил вчера новый термин на английском: геймификация, от game – «игра», то есть как приложить игру к собственной жизни), – разве это не хорошо?»
Это чрезвычайно серьезно – решить играться со всем. Об этом есть даже книга. Как и о том, как хорошо проводить время. Вот наши нынешние идеалы. Но человеку иногда, наверное, не надо слишком хорошо проводить время, чтобы действительно жить хорошо. Хитрость диавола, как говорит один великий французский поэт, – в том, чтобы прятаться. Святой Паисий забавно объяснял это:
– Вот, он вдруг преподносит тебе подарки, а ты видишь в них рога. И говоришь: «Но это же рога!» А он: «Нет, это баклажаны!»
Итак, принимая свиней, ты в конец концов становишься таким же, как они. Становишься тем, чего хотят демоны, и в этом состоит их радость. Демону хочется бесчинства, грязи, безумия, хаоса, дикости, преступлений. Что и делают большие люди мира сего, преуспевающие в жизни. Но очень быстро приходит счет, потому что ты обязательно заплатишь, и в этой жизни тоже. И если не заплатишь видимо, то расплатишься огромной внутренней пустотой.
Ты думаешь, что люди, у которых была большая власть, деньги, трижды счастливы, а они внутренне опустошены и нуждаются в куче антидепрессантов. И думаешь: «Да что с тобой, человек? У тебя же в жизни было всё самое лучшее». Да нет, не было оно ни лучшим, ни даже хорошим – то были свиньи, о которых мы говорили. Он наглотался свиней, а теперь не может продохнуть. Потому что человеку поставлена мера.
Расскажу вам, как появились газовые камеры. Немецким солдатам говорили:
– Твое дело – убивать!
Они должны были убивать евреев, и всех заключенных в концлагере, не только евреев. Немецкий солдат не выдерживал того, что отныне он должен убивать, и некоторые стали сходить с ума, вытворять всякие безумства, стрелять налево и направо, впадать в бешенство. Потому что убьешь ты одного, двух, трех, десятерых незнакомых тебе людей – но как тебе это выдержать? И ты не выдерживаешь, сходишь с ума в конце концов! И тогда придумали газовые камеры. Чтобы никто никого не видел. Заходят они туда сами, якобы чтобы помыться, а оттуда их надо только вытаскивать. Сами заключенные и вытаскивали, чтобы похоронить.
Всё это делает диавол. Он их убедил, так же как убедил тиранов и жутких убийц, что человечество таким образом станет новым, прекрасным, превосходным, совершенным, удивительным. Каким же это образом? А ты только убивай, и всё будет хорошо! И кого же тебе убивать? Да всех. Мало-помалу придет очередь для всех, не правда ли? Сначала ты возьмешься за левых, а потом за чуть правых, потом за очень правых, а потом за социалистов, за ними придет черед христиан: протестантов, католиков, православных.
И это никогда не кончится, пока все не скажут тебе одно огромное: «Да!» А за этим «да» уже нет ничего. То есть остается один лишь колоссальный, ужасный, демонический эгоизм, который в конце концов разрушает человека. Если вы когда-нибудь увидите человека, одержимого бесом, то поймете, насколько это неприятное состояние, насколько это страшное мучение.
Мы начали с того, что хотели рассказать об одном невинном животном, и вот до чего дошли.
Диавол говорит Христу:
– Уйди отсюда!
Ему страшно. А если бы он оказался перед нами, то говорил бы: «Ада не будет! Бог не накажет всё творение или большую его часть!» Понимаете? У него есть страх и нет никакой благодати. Поэтому, когда увидит человека Божия, он видит только крест, и от этого приходит в ужас. Покропи немного святой водой бесноватого человека, и он начнет выть и кричать. Ты, конечно же, не говорил ему, что эта вода святая.
Со мной это однажды случилось. Было одно такое несчастное создание – человек, одержимый бесом, в монастыре. Когда видишь бесноватого, ты понимаешь то, чего не поймешь, прочитав целую кучу книг. Человек этот пил много воды, он испытывал страшную жажду. Выпил целое ведро воды и говорит:
– Хочу еще!
Игумен монастыря тихонько говорит:
– Капни святой воды в следующее ведро.
Посмотрели бы вы, что он сделал, когда принесли второе ведро! Стал кричать, бить самого себя – от капли святой воды. Вот каков великий страх диавола и ужас. И жуткое одиночество. Конечно же, одиночество, потому что бесы и в своем кругу страшно одиноки, они между собой ругаются. А если им не удастся как следует разругаться, они подстрекают ругаться нас. Так говорят отцы.
Сегодня вместо слова «диавол» мы говорим: «зло», «грех». Однако другой мир существует
Сегодня немодно говорить об этом, вместо слова «диавол» мы всё говорим: «зло», «грех». Однако другой мир существует, и молчать об этом мы не можем. Человек видит это и свидетельствует о том, что видит.
Итак, одиночество, полное одиночество. Видите, какую «хорошенькую» жизнь он нам готовит: одиночество, боль и страх? А разве это не черты жизни современного человека? Одиночество: «Я никому не нужен, меня никто не понимает!» Боль, пустота – всё бессмысленно! – и страх. Вот что он нам несет. Но преподносит это как вкусную свинину на шампуре, или же как ее готовят на Востоке. Я недавно ездил в Ливан, посмотрите, как там готовят. Но в итоге его угощение становится очень неприятным. И становится оно именно демоничным. И говоришь себе: «Но как же так получилось?» «Я ведь жил нормально, – говорят некоторые, – как же моя жизнь стала такой?»
Будьте осторожны: «свинизация» человека наделяет диавола большими правами, он после этого действует с полным правом, и происходящее в нашей жизни становится ужасным, а мы всё не понимаем почему.
Люди приходят к нам, священникам, и говорят:
– Ну, почему меня бросил муж? Мы же так хорошо жили! И вдруг он бросает меня с двумя детьми.
Такое никогда не бывает без причины. Только ты эту причину не видишь. Ты «съел свою свинину», а о последствиях и думать не хочешь, и понятия никакого не имеешь. И вот, в то время как мы живем какой-то своей конкретной жизнью, вдруг наступает какое-нибудь жуткое событие, которое будит нас ото сна, а иногда даже становится для нас настоящим благословением, потому что иначе ты никогда не проснулся бы, не правда ли? И продолжал бы твердить, что всё ок, проблем нет, и так мы дожили бы до смерти, ничего не зная о том, как на самом деле обстоят дела с нами.
Но продолжим евангельскую историю. Христос приходит и делает то, что естественно: прогоняет бесов, и Его создание освобождается. Заметим здесь еще один важный момент: зачем Он освобождает эти создания, этих людей? В этом видна глубина Промысла и любви Божией. Они Его об этом просили? Нет. Понимаете? Но Христу жаль порабощенных диаволом людей, и Он вмешивается в их жизнь. Сегодня это часто бывает. И освобождает их, когда они даже не успевают этого захотеть. Приходит и отнимает у них страдания и муки. Потом они, разумеется, должны держаться этого пути, потому что иначе начнется худшее порабощение. Иди и «не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5, 14)!
Ты говоришь своему ребенку: «Не подходи к огню», – потому что любишь его. Таковы и заповеди Божии, а не то чтобы священники были какими-то ненормальными и выдумывали всякие правила. Это говорит тебе Другой, а у Него в руках – «инструкция» по тебе: Он тебя создал, Он знает, какой ты, и Его заповеди исходят именно из этого знания. Он знает, как ты создан: тебе что-то можно делать, а чего-то нет, знает, что для тебя полезно, а что вредно, и здесь говорит тебе об этом.
Бесы входят в свиней, и свиньи летят в пропасть. А почему они летят в пропасть? Потому что диавол разрушает, его профессия – убийство, ничего больше. Он убивает человека тем способом, которым поймал его. И не делает со всеми одного и того же.
– Он всегда, – говорил святой Паисий, – работает с тем, что найдет. Старается довести до крайности то хорошее, что у тебя есть. Хорошее! Ты что, очень справедлив? Он старается сделать тебя монстром справедливости, чтобы ты и понятия не имел о снисхождении и любви. Увидит, что ты щедр, – хочет сделать тебя транжирой. Увидит, что бережлив, – хочет сделать тебя скупым. Он всегда работает с тем, что есть. У тебя есть способность управлять – он хочет сделать тебя чудовищем, диктатором. Затосковал ли ты – силится вогнать тебя в депрессию.
Он работает с тем, что находит в душе. Свиней ввергает в пропасть. Чтобы ничего не осталось. Пастухи пришли, увидели это, испугались и рассказали людям, что сделал Христос:
«И вот, весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их» (Мф. 8, 34):
– Да Кто Он такой?
Здесь очевидно лукавство с их стороны. Вначале не сказано, что они приняли решение прогнать Его: просто пошли посмотреть на Него. А увидев Его, поняли, что не получится по их желанию – чтобы Он наслал бесов в римлян, и те попадали в пропасть. И тогда произошло нечто страшное: они попросили Его уйти от их пределов.
А знаете почему? Потому что испугались, что Он скажет: «А-а, так вот вы какие? Тогда пусть бесы не умирают. Свиньи умерли, а бесы пусть вернутся из пропасти и войдут в вас!» Потому что совесть их не была чиста, и присутствие Христа было для них нежелательным. Он не был им нужен. Они просто хотели Его использовать. Посмотрите, какое тут окаменение человека – видеть перед глазами Божие чудо и думать: «А я точно смогу использовать его, как хочу? И заставить Бога работать на меня?»
Сколько империй, сколько колоний было образовано, сколько войн развязано именно с этим чувством: что Бог будет за нас. И Гитлер, посылая свои войска истреблять человечество, тоже говорил: «С помощью Божией мы сокрушим всё!», и Муссолини, и столько еще людей хотели с помощью Божией делать то, чего Бог не хочет.
Столько людей хотели с помощью Божией делать то, чего Бог не хочет
По этой причине и возникает это страшное состояние, когда человек встречает Истину и с негодованием отталкивает Ее. Это самое страшное падение человека – увидеть перед собой Бога и сказать:
– Нет-нет, уйди от меня!
И Христос тут же уходит. А почему? Потому что не нуждается в тебе. Это диавол в тебе нуждается, чтобы навязать тебе свое мировоззрение, он хочет, чтобы ты стал его последователем, и говорит: «Иди сюда, не уходи!» – потому что хочет доказать тебе, что его сотериология права, и то, что он дает, – это единственное, что тебе нужно иметь. А Христос в тебе не нуждается, ты – Его создание, Он тебя любит, но всегда держит тебя свободным.
И эти люди не понимают, что, как только Христос уйдет, бесы опять вернутся. История об этом умалчивает, это говорю я: они точно вернулись. Но только вошли на этот раз не в двух человек, а во всех бывших там. Потому что в духовном пространстве не бывает пустот.
«Одиночество лучше всего, оно – лучшая компания», – считают сейчас некоторые. Знайте, что люди скоро будут умирать от одиночества. Экономической системе сегодня выгодно, чтобы ты был один, вся реклама, весь образ мыслей сегодня сосредоточены на том, чтобы внушить тебе: «Как бы мне остаться одному, как бы стать лучше всех, как бы сделать, чтобы последнее слово было за мной, как бы мне всё приобрести и всех убить», как делают это великие духовные пионеры нашей эпохи – американцы. Какой-нибудь «герой», решивший, что он хороший, в конце убивает всех. И остается один, измученный, как диавол.
Сегодня система хочет, чтобы мы были одни, чтобы наслаждались где-нибудь взаперти, каждый в одиночку, безо всяких обязанностей и обязательств: «Чтобы я таскал на своем горбу жену? Не понял! Или детей? Да, я сделал их, но я совершил ошибку». И ты бросаешь их. Не правда ли? «Или чтобы я занимался кем-то? Живи в свое удовольствие и ни на что не обращай внимания».
Так диавол подводит человека к такому состоянию, а в час смерти хватает его, как зрелую ягоду. И состояние это – ад.
Священник Николай Людовикос
Перевела с болгарского Станка Косова
Источник: Свети цар Борис
Просмотрено (38) раз