Выбрать страницу

Язык как спасающий или осуждающий Божий дар

Язык как спасающий или осуждающий Божий дар

Язык по праву можно назвать одним из величайших даров Бога человеку.

Возникновение языка эволюционисты пытаются втиснуть в свою мировоззренческую парадигму, но им это, честно говоря, не сильно удается. Все исследования, вся наука построены на априорной убежденности, что язык является достаточным средством объективного описания окружающей нас реальности, однако американский философ Дональд Дэвидсон ясно продемонстрировал, что язык был создан не для описания, а для общения. Таким образом, о языке говорят много и в совершенно разных контекстах, поговорим и мы, но только в рамках христианской аскетики.

Начнем с самого начала, а точнее, с момента сотворения человека, ведь святитель Филарет Московский утверждает, что языком Адам владел еще до создания Евы и получил этот дар вместе с бытием. В этом факте прослеживается предвидение Божие, предопределившего человека к жизни в обществе. По мнению святителя, знание языка, возможно, было усовершенствовано собственными усилиями Адама в общении с Творцом. Он дополнил его от себя и излил в звуки.

Язык – это действительно, если можно так выразиться, одно из свойств человека, качественно отличающих его от мира животных. Не просто знание, но и понимание языка неразрывно связано с сознанием и ассоциативным мышлением и никак не ограничивается описанием нейронных связей в мозгу. У нас нет когтей и зубов, у нас нет той силы, быстроты и ловкости, которыми обладают животные и благодаря которым выживают в этом мире, но у нас есть язык. Думаю, что именно поэтому владыка Филарет пишет: «Слово поставило человека на лестнице творений выше всего земного и выше луны и солнца. Слово соединило людей в общества, создало города и царства. В слове живет и движется знание, мудрость, закон. Словом образуется, поощряется и распространяется добродетель. Слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним и приемлет от Него просимое».

Мы каждый день пользуемся языком, он является для нас настолько же привычными, как рука, нога и другие «помощники», но только представьте, что, в отличие от конечностей, мы его никогда не потеряем. Да, человек может лишиться органов воспроизведения звуков, но он не может лишиться языка. Давайте просто задумаемся, каким величайшим даром мы обладаем, и, обратившись к собственно жизни, увидим, на что мы его расходуем. Не зря же ведь Спаситель говорил, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36). Ох, а сколько этих самых праздных слов накопилось-то за прожитые годы?! Помните детскую загадку: «Что тяжелее: килограмм пуха или килограмм железа?», – так и получается, что все наши напрасные слова являются своего рода таким вот необъятным «пуховым шаром», который мы не замечаем, но который «весит» не меньше, чем какой-нибудь другой тяжкий грех. Вспомним теперь слова апостола Иакова: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие» (Иак. 1:26).

Что же делать, ведь часто бывает так, что наговоришь всяких обид, осуждений или просто праздного «трепа», а потом только доходит, в какую «помойную яму» угодил в очередной раз, и снова идешь на исповедь все с той же «шишкой на лбу», все от тех же «граблей». Давайте начнем со страха. Мне кажется, что от приведенных слов Христа и так становится не по себе, особенно когда задумываешься о тех «тоннах» праздных разговоров, на которые была потрачено уйма драгоценного времени нашей жизни. Но если этого недостаточно, то святитель Тихон Задонский напоминает нам, что посредством языка мы поем, восхваляем и призываем страшное и святое имя Божие, как же потом мы решаемся на всякое срамословие, сквернословие, кощунство, хуление, злословие, пустословие и прочий смрад? И далее он добавляет, что в уста наши мы принимаем Пречистые Тело и Кровь Христовы, как же решимся мы на участие в Таинстве, когда так оскверняемся гнилыми словами! Этот текст я начал с похвалы и демонстрации удивительности языка как Божьего дара, но на что мы, венец творения, тратим этот дар?! Действительно, посредством языка человек принес немало добрых плодов, но они все-таки малы в сравнении с плодами злыми. Вот и святитель Тихон ужасается этому в своей «Симфонии» (цитата достаточно обширная, но я не мог сократить ее, как и опустить): «Язык проклинает людей, созданных по подобию Божию. Язык злословит отца и мать. Язык учит убийству, советует и сговаривается о прелюбодеянии, нечистоте, воровстве, хищении, всякой неправде. Язык лжет, льстит, обманывает, празднословит, пустословит, кощунствует, сквернословит; язык оправдает виноватых в суде и обвинит правых… Язык терзает и святых мужей, которые незлобием своим никому не вредят; язык оскорблял и Самого Господа нашего, Спасителя мира, Который ‟не сделал греха, и не было лжи в устах Его” (Ис. 53:9), язык изрыгает хулу на великое, святое и страшное имя Божие. Словом, ничего язык не оставляет, но на все изрыгает яд, который кроется в сердце человеческом».

Что ж, о злых плодах языка и об ответственности за них, думаю, сказано достаточно. Одна только остается проблема: когда читаешь все это, то решимости в борьбе с грехом становится как-то побольше, но она очень быстро иссякает, как только отвлечешься на вещи посторонние. Память ведь наша тоже искажена пороком, сохраняет в себе все что угодно, но только не то, что важно для вечности. Потому давайте выписывать цитаты, не мои, конечно же, а святых отцов, и вешать их на холодильник, у выхода из дома или рабочем месте – так, глядишь, внутренней дисциплины и собранности прибавится.

Идем дальше. Теперь следует сказать и о других методах «хранения уст». Вот авва Исайя говорим нам, что многословие может быть причиной уныния и раздражительности. Те, кто сильно болеет этими пороками, задумайтесь, не порождены ли они как раз праздной болтовней. В другом месте он добавляет: «Храни слух – и не согрешишь языком». Сколько раз мы становились соучастниками «перемывания косточек» ближнему, гневного осуждения начальников, начиная от своих непосредственных и заканчивая президентом? Сколько раз мы участвовали в распространении слухов, а возможно, и клевете? И часто всего этого можно было бы избежать, если бы мы сделали вид, что очень заняты, что у нас срочные дела или попросту нужно в туалет. Запомним же это правило: хранение слуха помогает сохранить уста!

Поговорили о связанных с языком грехах, теперь скажем несколько слов о добродетельном его использовании. В этом плане интересная мысль есть у митрополита Исидора Новгородского. Он говорит, что поначалу дар языков служил самым первым признаком христиан, рожденных от Духа Святаго. Однако достаточно быстро эта особенность стала довольно редкой. Уже в Послании коринфянам апостол Павел пишет, что дар языков служил конкретным целям проповеди, но постепенно трансформировался в дар пророчества (1 Кор. 14:21–25). Владыка Исидор к этому добавляет, что теперь это еще и дар «взаимного наставления, вразумления и утешения, по которому столь же легко и безошибочно можно познать, кто стал причастником благодати, и даже заключать о внутренних переменах, какие Дух производит в душе верующего». А теперь снова фокус нашей мысли переводим на себя. Что мы видим? Какие изменения произвела или не произвела в нас благодать? Насколько наша жизнь и ее вербальное выражение являются проповедью христианства? Сколько людей увидели в нас, учениках Христа, теплоту Его любви? Сколько страждущих душ мы смогли «наставить, вразумить и утешить»? Все эти вопросы содержат в себе и очевидные ответы. Добавлю еще, что веру нужно не только «верить», но и знать, не только знать, но и жить ею.

Мы все наделены удивительным даром языка, так давайте же научимся говорить о Христе по-настоящему, но так, чтоб наши слова «светились», чтоб потом, на суде, не было стыдно. Давайте, вслед за царем Давидом, будем просить у Господа положить охрану устам нашим и оградить двери уст наших (Пс. 140:3), чтоб сделать все от нас зависящее, дабы слова наши были нашим оправданием, а не осуждением. Я понимаю, что молчальниками или равноапостольными проповедниками мы не станем, но если хорошенько потрудимся, то у нас хотя бы будет моральное право надеяться на милосердие Божие.

Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (50) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

8 ноября - Вмч. Димитрия Солунского

Димитрий Солунский (известен также, как св. Димитрий Мироточец — один из наиболее чтимых святых в православном мире, почитаемый в лике великомучеников, небесный покровитель г. Салоники. Пострадал во время правления императора Диоклетиана... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 ноября — Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» далее »

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »