Выбрать страницу

После Вознесения остались одни. Но откуда же радость?

После Вознесения остались одни. Но откуда же радость?

Почему Христос выбрал такой путь возвращения к Отцу — Вознесение? Почему выбрано именно такое место? Почему бы Ему не привести учеников в Гефсиманский сад и не вознестись оттуда? Или вернуться туда, где все началось — в Вифлеем, и уйти уже оттуда? Что за гора такая — Елеон?

Для начала — поставьте себя на место учеников Христовых. Вот прошли тяжкие три дня смерти Учителя — Того Учителя, от Которого они ждали вполне земного спасения, освобождения, победы над врагом. Прошли и сорок дней радости о Его Воскресении. Пережита вся гамма чувств: от растерянности в Гефсиманском саду через отчаяние на Голгофе к всепоглощающему ликованию от вести о том, что Он жив. Он вернулся, Он снова с нами! Итак, мы ждем от Тебя решения поставленных ранее задач. Когда? Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? (Деян.1,6).

Он даже не отвечает — отмахивается: «Не ваше дело знать времена и сроки». И уходит на небо. Ученики удивленно и даже растерянно смотрят наверх, но им являются два человека и обещают, что Господь таким же образом и вернется — и они возвращаются в Иерусалим радостные. Там они и находились следующие десять дней в ожидании сошествия Святого Духа.

Интересно, о чем они думали в эти десять дней? Евангелие от Луки завершается сообщением о том, что они все время находились в Храме и прославляли Бога. Но за что? Поняли ли они уже, от чего именно их спас Христос? На какое именно Царство Он помазан? Трудно сказать. Но похоже, пока не понимали. По крайней мере, впервые они начинают говорить с окружающими людьми о Христе вне политического контекста («царство Израиля») уже после Пятидесятницы.

Похоже, они не сразу поняли, что значит это странное событие: поднялся в небо и скрылся за облаком.

Еще одно чудо? Еще более загадочное, чем раньше? Ну что ж, Он всегда умел удивить! Вот Преображение на Фаворе — тоже поди истолкуй.

«Вознесение Господа от земли на небеса было для людей столь же великою неожиданностью, сколь великою неожиданностью для ангелов было Его Сошествие с небес на землю и Рождество во плоти», — говорит святитель Николай Сербский. Вот только ангелы знали, Кто сходит на землю и рождается во плоти. А ученики Христовы еще не поняли, Кто их учитель.

Кое о чем апостолы наверняка догадывались. Живя в культуре древнего Израиля, они прекрасно знали, что Бог обычно является на «высотах», то есть на горах. Несостоявшееся принесение в жертву Исаака на горе в земле Мориа и далее: гора Хорив — явление Бога Моисею в неопалимой купине, завет на горе Синай, Сион — престол Божий, снова Хорив — явление Бога Илии, Кармил — Бог видимым образом принимает жертву того же пророка Илии…

И Иисус тоже проповедь главную говорил на горе, и с пророками говорил на горе, и смерть претерпел тоже на горе. Вот и теперь Он явился на горе — Масличной горе. Ясно, что Он от Бога!

Что Он не просто от Бога, а Сам — Бог, они поймут только через несколько дней. Но мы-то уже знаем. И для нас эта красивая композиция, которую мы видим на иконах Вознесения, говорит о многом.

В Ветхом Завете Бог действительно часто говорил с людьми на горах. У этого сюжета есть красивый религиоведческий аспект: в народной мифологии существовало противостояние Бога, являющегося на горах, с «богами» морскими — божествами иноплеменников. Видимо, этот миф связан с тем, что нападениям с моря евреи противостоять не умели, а вот скрываться в горах было очень даже удобно.

Диалог Господа и человека в Ветхом Завете часто выглядел так: человек сам ли, по зову ли Божию, поднимался на гору, а там его встречал Бог, как бы спустившись с неба, и даровал некое откровение, благословение, пророчество. Диалог Господа и человека в Новом Завете выглядит уже иначе: Христос Сам приводит человека на гору, поднимается вместе с ним (а в случае Голгофы — даже вместо него, но это отдельная история) — и там происходит нечто важное.

Но последняя земная встреча Христа с учениками на сороковой день после Своего Воскресения — особенная. Он, наконец, наглядно демонстрирует, Кто же Он такой — Он ведет Своих учеников за Собой, благословляет их — и Сам уходит к Богу.

Ни один пророк ничего подобного сделать бы не мог. Пророк Илия, говоривший с Богом и вознесенный Им на небо, сам для этого ничего не предпринимал. Просто он шел с Елисеем, и вдруг налетела огненная колесница и забрала в небо. В Евангелии же специально подчеркивается: Христос, подняв руки, удаляется от апостолов, а затем только Его скрывает от них облако (тоже, кстати, символ говорящий: в виде облака со времен Ветхого Завета Бог являл Свою силу).

То есть Его не просто позвал Бог — Он по Своей собственной инициативе идет прямо к Всевышнему, чем демонстрирует Свое единство с Ним.

А что же апостолы? Они остались одни? Но откуда же их радость?

И тут они тоже кое о чем догадывались. Вернее, чувствовали сердцем то, что мы можем сформулировать исходя из наших богословских знаний о Божественной и человеческой природах Господа Иисуса Христа.

Другой сербский святитель XX века, Иустин (Попович), писал так: «С вознесенным Христом — вознесение человека: вечное присутствие в Святой Троице… Отсюда вся жизненность наша живет на небесах, где Христос сидит одесную Отца: здесь центр нашей личности, […] здесь обоженность человека, его истинное — безгрешное естество; только здесь человек человечен, естественен, ибо здесь он богообразен, христообразен, здесь он — по образу Святой Троицы».

Все очень просто. Вместе со Своим Телом Он вознес к Богу и Своих учеников. Оттуда и радость.

Монахиня Елизавета (Сеньчукова)
Источник: Православие и Мир

Фото: spbda.ru, tatmitropolia.ru

Просмотрено (34) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

2 марта - Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания
Прощеное воскресенье Заговенье на Великий пост

В последнюю подготовительную перед постом «Неделю сыропустную, изгнание Адамово” – мы будем вспоминать падение человека, страшное катастрофическое событие грехопадения, как человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом, гармонию с тварным миром. Человек отпал от Бога... далее Рубрики:

Прощеное воскресенье

2 марта - Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни. А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с Чином прощения. После вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться... далее

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »

8 марта — Обретение мощей блж. Матроны Московской далее »

9 марта — Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия далее » Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи далее »