Какие три самые главные составляющие правильной молитвы?
В начале Петрова поста (а он в этом году по числу дней приближается к Святой Четыредесятнице) хочется поговорить об одном из главных духовных деланий православного христианина, которое он творит на протяжении всей своей жизни, но особенно должен углублять в пост. Это, конечно, молитва.
Святые отцы называли молитву самым трудным делом на земле. Собственный опыт и беседы с людьми подтверждают это. Поэтому, как и всему на этом свете, мы должны учиться. Учиться молиться. Тем более что святоотеческая литература представляет собой огромную сокровищницу духовности, бесценный опыт по обучению именно молитве как самому главному делу человека на земле.
Откроем же для себя эту сокровищницу.
Во-первых, мы должны помнить, что молитва имеет свои этапы. Святые отцы (святитель Игнатий (Брянчанинов), преподобный Варсонофий Оптинский и др.) практически в один голос выделяют их единообразно и систематизируют в три-четыре ступени.
Первая ступень – это так называемая трудовая молитва, когда человек заставляет (понуждает) себя войти в молитву, сконцентрироваться на ее словах молитвы, проговаривать молитву со вниманием. Это очень тяжело. Каждый христианин знает это.
Вторая ступень – умно-сердечная молитва, когда Святой Дух дарует на молитве внимание уму как Свой дар. И молитва начинает твориться в сердце человека непрестанно.
Третью степень молитвы святитель Игнатий (Брянчанинов) охарактеризовал как сверхъестественную, исполненную даров благодати Святого Духа, когда человек становится уже воочию боговидцем, ему является Сам Господь, и святой подвижник Божий зрит тайны Небесного горнего мира.
Такую молитву преподобный Варсонофий Оптинский называл еще творческой, приводя в пример преподобного пустынника Марка Фраческого. По молитвам этого подвижника передвигались горы. Также святой Варсонофий выделял и четвертую степень молитвы, которую он называл высокой молитвой. Но, впрочем, этот оптинский старец присовокуплял, что высокую молитву имеют только Ангелы, а на Земле она дается разве одному человеку на все человечество.
Теперь несколько слов об ошибках человека, становящегося на молитву.
Одна из главных ошибок состоит в том, что человек ищет в молитве состояний, неких благодатных даров, возвышенного парения души. И в таком случае он похож на идущего по лестнице, который пытается прыгнуть вверх сразу через десятки ступеней. Естественно, это не возможно. Человек падает, ранится, а может, и разбивается. Как пишет святитель Игнатий: идя таким путем, погибали многие. Почему?
Потому что мотивы такого человека почти не отличаются от мотивов язычника, колдуна, ведьмы. Для идущего таким путем внутри сердца происходит попытка страшного замещения. Человек словно бы молится не Богу, но самому себе. Потому что целью молитвы он видит не соединение с Господом, не богообщение, но получение некоей силы, благодатных даров, чтобы не приблизиться к Богу, но стать эдаким псевдодуховным «суперменом». Это попытка зайти в духовный мир с черного хода, где человека – тщеславного, гордеца, эгоиста, себялюбца под видом Христа и Ангелов – встречают демоны. Таких примеров в житиях святых отцов десятки. Как результат в более мягком варианте человек наполняется унынием и отчаянием от неполучения желанных даров, бывает, что и вовсе отходит от веры; в более тяжелом варианте такой человек получает тяжкие духовные повреждения. Их следствие – психические заболевания, беснование, еретические заблуждения, самоубийства
Но, дорогие братья и сестры, с нами да не будет того! Будем помнить, что три вещи Господь требует от молящегося. Это вера в Бога! Покаяние, осознание своих грехов и сокрушение в них. И внимание, концентрация на словах молитвы. Святитель Игнатий называл внимание душой молитвы. Ведь это так и есть. Что такое внимание? Не прелестное состояние, когда гордец пытается для себя вытребовать-получить некую силу. Нет. Внимание – трезвение, жертва, когда молящийся отдает концентрацию своего сердца, своей души – всего духовного-телесного существа Богу, живое движение души человеческой к Богу. Поэтому, дорогие братья и сестры, будем помнить, что внимание на молитве не просто некая скучная механика. Нет. Внимание – высший дар, который мы можем принести Богу. Это начало нашего смирения, тот призыв Всевышнего, который неоднократно звучит на страницах Священного Писания: «Сын мой! Отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои…» (Притч. 23:26) и стихи 50-го псалма: «Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Это все наша жертва Богу – наше внимание, наше время, потраченное на молитву, выкроенное ото сна, еды, развлечений или работы; наши битвы с самим собой и юдолью земной, когда мы пытаемся с Божьей помощью жить сфокусированно, собрать в единое направление, единое тяжкое, но выстраданное усилие всего себя (душу, сердце, тело) и преподносим все это в дар, в жертву Богу. Это наш крест, если хотите. И на этом кресте, стоящим из веры, покаяния и внимания, убивается наша гордыня, и душа, освобожденная постепенно, не спеша, на протяжении, быть может, многих десятилетий, входит в дверь вечности, в дверь Царства Небесного, в дверь общения с Богом.
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (154) раз