Выбрать страницу

Куда исчез Ковчег Завета?

Куда исчез Ковчег Завета?

Главная святыня Ветхого Завета — золотой Ковчег со скрижалями Завета, — ради которой был построен Первый Храм Соломона, таинственным образом исчезает и не упоминается при строительстве Второго Иерусалимского Храма. Он не значится ни в числе святых предметов, увезённых из Иерусалима вавилонянами, ни в списках драгоценностей, взятых из Второго Храма Александром Македонским, ни в перечне трофеев римлян при разрушении Иерусалима. Нет упоминания о нём и в книгах святых пророков Ездры и Неемии, под руководством которых восстанавливались город и Храм после возвращения евреев из вавилонского плена.

Таинственно исчезнувший Ковчег искали тамплиеры и нацисты, профессиональные археологи и энтузиасты. Последние время от времени обнаруживают его то в Израиле, то в Эфиопии. Однако эфиопские христиане утверждают, что Ковчег вовсе никуда не исчезал, а израильтяне верят, что он будет найден только во время прихода Мессии, которого они ждут до сих пор. Тем не менее, может оказаться, что разгадка одной из главных исторических тайн человечества лежит на поверхности, если только мы доверяем Библии и сказанному в ней.

Ковчег могущества Божия

Оббитый золотом деревянный Ковчег, крышку которого украшали литые херувимы, обращённые ликами друг к другу, был изготовлен для хранения скрижалей с Десятью заповедями Божиими, которые принёс Моисей с горы Синай, практически там же, у подножия этой горы. Он переносился кочевавшим по пустыне народом как главная святыня. Ковчег был сделан строго по указаниям, которые дал Бог Моисею, как и переносной храм для него.

Он заменил собой «ковчег свидетельства», который вышедший из Египта народ носил с собой как святыню и в котором хранилась манна небесная (Исх. 16:34). Кроме новых скрижалей, в Ковчег Завета поместили первоначальные, разбитые Моисеем (Исх. 32:19), а позже свитки книг Закона, написанных этим пророком. Вторая же книга Паралипоменон свидетельствует, что не было в ковчеге ничего кроме двух скрижалей, которые положил Моисей на Хориве, когда Господь заключил [завет] с сынами Израилевыми, по исходе их из Египта (2 Пар. 5:10). Рядом с Ковчегом хранились кувшин с манной, расцветший жезл первосвященника Аарона (Чис. 17:2-10) и даже золотые дары филистимлян (1 Цар. гл. 5-6).

Ковчег вместе с израильтянами следовал туда, куда указывал Ангел Господень, принявший вид облачного днём и огненного ночью столпа. Согласно свидетельствам Библии, он обладал сверхъестественной силой. Над его крышкой первосвященники узнавали о будущем. Во время завоевания Земли Обетованной он обращал Иордан вспять и разрушал стены непокорных израильтянам городов (Нав. гл. 4 и 6), а те, кто прикасался к святыне без должного благоговения, заболевали или умирали (1 Цар. гл. 5-6). В Псалтири он называется «ковчегом могущества Божия» (Пс. 131:8). Однажды евреи чуть не потеряли свою святыню: Ковчег был захвачен филистимлянами. Но он сам постоял за себя: в стане врагов начались бедствия, и они в страхе вернули святыню (1 Цар. гл. 5).

Храм, построенный ради Ковчега

Храм Соломона. Реконструкция

В Ветхозаветной Церкви, где запрещалось всякое поклонение материальным предметам, Ковчег Завета был, тем не менее, самой чтимой святыней. Ради него царь Соломон построил первый в Иерусалиме Храм, который вплоть до зарождения христианской Церкви оставался единственным в мире храмом, посвящённым Истинному Богу. Он был построен по проекту языческих храмов, общепринятому в то время. Тем не менее, было главное, что отличало Иерусалимский Храм от языческих культовых зданий соседних Угарита и Финикии: это святая святых.

В противовес сокровищницам, устраиваемым позади языческих храмов, в давире (святая святых) хранился Ковчег Завета с простыми каменными скрижалями. Золото украшало Ковчег сверху и весь храм изнутри, но позолоченные стены храма и Ковчег хранили не его, а простой камень. В Ветхом Завете сказано, что над крышкой Ковчега с заповедями постоянно пребывал Господь Своей благодатью. Лишь раз в год во святая святых заходил первосвященник для того, чтобы помолиться о народе и окропить крышку с изображением херувимов кровью принесённой жертвы.

Святыня в изгнании

В истории Иудейского царства после правления Соломона есть эпизод, когда Ковчег был вынужден покинуть святая святых, а правоверные израильтяне — вернуться в то время, когда его переносили из селения в селение. Это произошло в VII столетии до н. э., годы правления нечестивых царей Манассии (который потом покаялся) и Амона. Израильский народ повально подался в язычество — настолько, что даже свой Храм, посвящённый Единому Богу, сделал идольским капищем. Священники, оставшиеся верными Господу, взяли Ковчег Завета на свои плечи и вынесли из святая святых, устроив для него переносную скинию.

Есть также версия, что вместе с Ковчегом они прибыли в египетский город Элефантина и там построили храм, куда поместили святыню. Иначе откуда тогда в Элефантине иудейский храм, упоминание о котором есть в одном из древних папирусов? Впрочем, вторая книга Паралипоменон опровергает эту версию: в ней сказано о том, что священники переносили Ковчег на своих плечах с места на место. Скорее всего, храм построила переселившаяся в Египет еврейская община безотносительно к Ковчегу.

Прошло много десятилетий, и на престоле Иудеи воцарился совсем юный царь Иосия (ему было восемь лет). Когда он немного подрос, а именно на двенадцатый год своего правления, он обратился к вере в Единого Бога и решил очистить осквернённый Иерусалимский Храм. Во время ремонтных работ в нём нашли какую-то книгу. Это оказался свиток Закона Моисеева. Прочитав её, царь Иосия многое узнал, был очень удивлён и повелел вернуть в Храм Ковчег Завета (2 Пар. 35:3). Сейчас эта книга вошла в Библию и известна как Второзаконие.

Пророчество об исчезновении Ковчега Завета

Святой пророк Иеремия

Последнее упоминание о Ковчеге в канонических книгах Ветхого Завета мы находим среди пророчеств Иеремии. Этот пророк предсказывал падение Иерусалима и вавилонский плен в случае нераскаянности народа, что и произошло впоследствии. В его книге мы читаем:

И будет, когда вы размножитесь и сделаетесь многоплодными на земле, в те дни, говорит Господь, не будут говорить более: «ковчег завета Господня»; он и на ум не придет, и не вспомнят о нем, и не будут приходить к нему, и его уже не будет. В то время назовут Иерусалим престолом Господа; и все народы ради имени Господа соберутся в Иерусалим и не будут более поступать по упорству злого сердца своего. В те дни придет дом Иудин к дому Израилеву, и пойдут вместе из земли северной в землю, которую Я дал в наследие отцам вашим… (Иер. 3:16).

Как видим, это тоже сбылось.

Святыня до сих пор под Храмом?

Согласно иудейскому преданию, под Храмом Соломона имелось множество потайных тоннелей и подземных комнат, к которым ход вёл из святая святых — чтобы в случае осады города успеть спрятать святыни. В принципе, эта версия вполне логична, и сегодня археологи подтверждают, что внутри Храмовой горы действительно много пустот. Однако дальше они не смогли продвинуться: юридически сейчас эта часть Иерусалима принадлежит совету муфтиев, который подчинен королю Иордании.

Косвенным подтверждением для приверженцев версии стал найденный в Кумране медный свиток, в котором был зашифрован перечень храмовых сокровищ, спрятанных перед нашествием вавилонян. В их числе упоминаются облачение первосвященника и некоторые священные сосуды. Однако упоминания о самом Ковчеге там нет. Из-за недостающей части указаний найти что-либо из перечисленного в свитке пока не удалось.

В версию о Ковчеге под мечетью верят и сами мусульмане. По их преданию, реликвия будет обнаружена лишь тогда, когда заповеди Корана будут исполнять по всему миру. А вот израильтяне не верят мусульманам, и по этой причине ходят народные легенды о том, что последние якобы уже давно нашли Ковчег под Храмовой горой, только скрывают это. Народные слухи подогрела и новость о расширении главной мечети — Купола Скалы — на Храмовой горе. Расширить её решили строительством второй, подземной части.

Раз христиан и иудеев не пускают на Храмовую гору, они решили поискать рядом. В 1982 году израильские археологи, ведя раскопки в Старом Городе, вышли на тоннель, ведущий внутрь Храмовой горы со стороны иудейской части города. Однако премьер-министр Израиля Менахем Бегин лично распорядился замуровать вход в него, чтобы не обострять конфликт с мусульманами.

Протестантская версия: Ковчег под Голгофой

1980-е — вообще время активных раскопок в Иерусалиме. Не отставали от иудеев и христиане различных конфессий, а также светские археологи. Пожалуй, самую фантастическую версию выдвинули адепты одного из протестантских течений — «адвентистов седьмого дня». Настолько фантастическую, что верят в неё даже далеко не все протестанты.

Принадлежавший к течению археолог Рон Уайет якобы откопал Ковчег Завета на основании своих же откровений. В 1980-х годах районе грота Иеремии в Иерусалиме он нашёл четыре отверстия в земле и предположил, что именно в них стояли кресты во время распятия Спасителя, которых, правда, было только три. В общем, его идея в том, что под этой новой Голгофой (не путать с традиционным почитаемым местом распятия) находилась пещера, в которой хранился Ковчег Завета. Там археолога-любителя встретили ангелы (и не один или два, а целых четыре) и объяснили, что съёмка запрещена. Забрали плёнку и потом впускали его время от времени, когда сами желали, а всё остальное время грот был сокрыт стеной.

Эта полуфантастическая версия в протестантских видеороликах обрастает каждый раз новыми подробностями. То на Ковчег стекала с потолка грота настоящая кровь Спасителя, то кровь на нём была лишь засохшей (хотя в более ранних видео археолог так и не смог заглянуть внутрь каменного саркофага из-за того, что крышка его упиралась в потолок пещеры). То Ковчег попытались вынести десять иудейских священников из потомков левитов, но все они погибли (на самом деле института священства в иудаизме уже давно нет). Как бы то ни было, протестантская версия не добавляет к вопросу поиска Ковчега ничего нового: он где-то здесь, и мы верим, что Господь в своё время нам его откроет…

Следы ведут в Эфиопию?

Эфиопский Ковчег Завета

Согласно одному из преданий, мудрый царь Соломон понял, что никакие подземные гроты не смогут надёжно спрятать святыню от врага, если к ним ведут ходы. Поэтому он якобы оставил в Храме копию Ковчега, а оригинал отправил к своей родне в Эфиопию: следуя этому же преданию, царица Савская, приезжавшая из этих краёв послушать мудрого Соломона (3 Цар. 10:1-11) и поучаствовавшая в строительстве Храма своими сокровищами, влюбилась в царя и стала его женой (как известно, у Соломона было семьсот жён и триста наложниц (3 Цар. 11:3), так что тут не докажешь). От их брака родился сын Менелик, который впоследствии стал царём Эфиопии.

Ковчег либо его копия действительно посещал Эфиопию. До сих пор копии некоего украшенного ящика — большие и маленькие, выполненные из разных материалов, — внешне совсем не похожие на описанный в Библии Ковчег, но наводящие на мысль о сундуке, в который он мог быть помещён, хранятся в православных храмах Эфиопии в память об этом предании. Подтверждение, что предание — чисто эфиопское, — сама идея, заключаемая в нём: мол, у нас, эфиопов, настоящее, а у вас, евреев, подделка.

Кстати, в Эфиопии это предание не единственное. Если первый вариант говорит, что Ковчег был помещён в храм при царском дворце в столице Аксуме, то второй — что он, якобы, спрятан на острове посреди озера Тана. Учёные копнули и там, и там. В Аксуме в ту эпоху как раз получил развитие культ бога-звезды Сириуса, даже дворец царицы Савской был разобран и переориентирован в соответствии с орбитой этой звезды. Этот культ держался вплоть до VII столетия до н. э.. Вряд ли царь Соломон захотел бы отдавать святыню язычникам, хоть и сам не единожды уклонялся в идолопоклонство. А живущие на острове Тана Киркос христианские монахи покажут лишь камни, на которых он некогда стоял… Так что следы обрываются.

Тем не менее, приверженцев теории, что Ковчег в Эфиопии есть, много не только среди самих эфиопов, которым она выгодна, и поклонников творчества Грэма Хенкока. Эфиопы в эту версию верят свято и ревностно охраняют то, что считают Ковчегом Завета. Доступ к реликвии имеет только один монах, которому не дозволено покидать территорию церкви и общаться с посторонними людьми.

Ковчег и нацисты

Известно, что поиском христианских реликвий занимались нацисты. Для этого в Третьем Рейхе даже было создано специальное общество «Аненербе». Обладание христианскими (и не только) реликвиями было важным пунктом в фашистской идеологии. Стараясь возродить язычество в его германской форме, нацисты верили, что эти предметы своей «магической силой» помогут им установить власть над всем миром. Как обычно бывает, «возрождение язычества» сводилось ко вновь придуманным ритуалам и идеологической мешанине из разных религий. К счастью, в руки нацистов Ковчег Завета так и не попал.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: в поисках утраченного Ковчега»

Эпопее с поиском ими реликвии посвящён легендарный фильм Стивена Спилберга о приключениях Индиана Джонса. За яркими спецэффектами, шокирующими трюками актёров и быстро развивающимся сюжетом режиссёр попытался донести до нас мысль о том, что человечеству неполезны такие находки. Люди не умеют разговаривать с Богом и не знают, что им делать, лицом к лицу представ перед святыней. Для большинства из них такое общение послужит только во вред и даже может навлечь кару Божию.

Автор фильма провёл и другую мысль, предположив, что было бы, если бы Ковчег Завета действительно был найден. Люди быстро привыкли бы к святыне и не обращали бы на неё никакого внимания, а сама бы она хранилась где-нибудь в спецхранилищах, в пыльном ящике с инвентарным номером, среди тысяч точно таких же. Что ж, возможно, он недалёк от истины. Тем же, кто всё-таки хочет продолжить поиски дальше, предлагаем ещё раз вернуться к книгам Ветхого Завета.

Неканонические книги Библии о тайне исчезновения Ковчега

Любители детективных загадок и расследований знают, что след нужно вести от того, кто последним упоминал или видел искомый предмет. В нашем случае это всё тот же пророк Иеремия. Просто ли он предсказал об исчезновении Ковчега или знал об этом нечто большее? Ответ мы находим в неканонических книгах Священного Писания Ветхого Завета, а именно, во второй книге Маккавейской.

Тут впору процитировать подробный рассказ о переселении иудеев в Вавилон, найденный автором этой библейской книги в не сохранившемся до наших дней свитке — «записях пророка Иеремии»:

1 В записях пророка Иеремии находится, что он приказал переселяемым взять от огня, как показано

2 и как заповедал пророк, дав переселяемым закон, чтобы они не забывали повелений Господних и не заблуждались мыслями своими, смотря на золотые и серебряные кумиры и на украшение их.

3 Говоря и другое, подобное сему, он увещевал их не удалять закона из сердца своего.

4 Было также в писании, что сей пророк, по бывшему ему Божественному откровению, повелел скинии и ковчегу следовать за ним, когда он восходил на гору, с которой Моисей, взойдя, видел наследие Божие.

5 Придя туда, Иеремия нашел жилище в пещере и внес туда скинию и ковчег и жертвенник кадильный, и заградил вход.

6 Когда потом пришли некоторые из сопутствовавших, чтобы заметить вход, то не могли найти его.

7 Когда же Иеремия узнал о сем, то, упрекая их, сказал, что это место останется неизвестным, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа.

8 И тогда Господь покажет его, и явится слава Господня и облако, как явилось при Моисее, как и Соломон просил, чтобы особенно святилось место (2 Мак. 2 гл.).

Гора Нево

Упоминаемая в начале история с огнём подробно приводится в первой главе этой книги. Там рассказывается о том, что уводимые в плен иудеи взяли с собой священный огонь с жертвенника при Храме, но по пути вынуждены были его спрятать. Они опустили сосуд с горящим огнём в пустой колодец. По прошествии многих лет возвращающиеся из вавилонского плена заглянули туда, и оказалось, что в колодце была какая-то густая вода. Пророк Неемия велел вылить её на камни сооружённого жертвенника, и на жарком солнце вещество вспыхнуло. Знал ли пророк об этом фокусе с нефтью или для него самого это стало неожиданностью — можно лишь гадать. Во всяком случае, евреи прозвали это место Нефтай…

Эта история с огнём очень показательна: евреи действительно успели взять что-то из храма до того, как вавилоняне ворвались в город. Однако они не успели спрятать взятое и пытались делать это по пути в Вавилон, куда их вели под стражей…

Если посмотреть по карте, то гора Нево, с которой пророк Моисей обозревал Землю Обетованную и на которой почил, тоже находится на пути из Иерусалима в Вавилон. Пророк Иеремия поднялся на эту гору и оставил Ковчег в одном из её гротов втайне от всех, завалив вход камнями. Он взял с собой лишь несколько самых близких учеников, которые, вернувшись, чтобы хорошенько запомнить место, уже не могли его отличить от других груд камней на этой горе.

Даже пророк Ездра, впоследствии выведший израильтян из вавилонского плена и возглавивший строительство Второго Храма, был абсолютно уверен, что Ковчег Завета похищен вавилонянами (2 Езд. 1:54; 3 Езд. 10:22). Именно по этой причине никто в его время не обратился к поиску святыни или же к раскопкам на Храмовой горе, хотя энтузиазм у вернувшихся из плена был такой, что городскую стену Иерусалима они отстроили за 52 дня. При желании могли бы перерыть камни и заглянуть — что же там, под Храмовой горой.

Была ли известна вернувшимся иудеям вторая книга Маккавейская? Нет, она была написана позже и дошла до нас только на древнегреческом языке. Это послужило тому, что её даже долгое время не хотели включать в канон. Неканонические, написанные не на древнем иврите, книги не вошли в канон Священного Писания у иудеев. Позднее их не приняли и протестанты, которые вслед за иудеями соблюдают субботу и чтут другие обычаи. Это стало причиной того, что западный научный мир напрочь забыл о Маккавейских книгах или же не принимает их во внимание.

Сегодня гора Нево находится на территории соседней с Израилем страны — Иордании. Это также затрудняет какие-либо раскопки на ней. В последний раз они велись в 1933 году. В результате были обнаружены руины византийской базилики, построенной на верху горы в память о пророке Моисее. Эти же археологи попытались отыскать и Ковчег, но безуспешно. Сейчас на горе расположен францисканский монастырь.

В любом случае, несмотря на все усилия археологов, Ковчег Завета будет сокрыт до времени, которое определит Сам Господь.

Мария Цырлина
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (280) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

Количество Ангелов неисчислимо, их значительно больше, чем всех людей и все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных. Над всеми чинами ангелов поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – «кто как Бог») (Откр. 12:7) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. Архангел Михаил — главный Архангел, являющийся одним из самых почитаемых... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

21 ноябряСобор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных далее »

22 ноября — Иконы Божией Матери «Скоропослушница» далее » Свт. Нектария, митр. Пентапольского, Эгинского чудотворца далее

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »