Выбрать страницу

Как пользоваться чётками?

Как пользоваться чётками?

Посреди воскресной литургии в храм вошёл мужчина. Шорты, модные шлёпанцы, а на руке — несколько разноцветных браслетов. Постояв несколько минут у иконы, мужчина снял один из них и начал его перебирать. Присмотревшись, я поняла, что это чётки — обычные, плетёные из шнура, такие продают практически везде. Побродив по храму какое-то время, мужчина ушёл, а я поняла, что писать о чётках очень важно — и обратилась за помощью к протоиерею Константину Лисняку, с просьбой помочь разобраться, как использовать чётки христианину, живущему в миру.

Это для монахов или мирян?

Чётки — это атрибут сугубо монашеский, как форма у военных: китель, погоны и так далее. Вот и у монахов так: клобук, мантия, чётки, крест, параман. Монашество возникло в ІV-V веках после Рождества Христова как результат прекращения гонений на Церковь извне и возникновение их внутри — секты, расколы, нестроения и так далее. У людей была жажда поиска подвижнической жизни ради Господа. Поэтому чётки — это такой духовный меч, напоминание, что монахи — молитвенники за весь мир. Это неотъемлемая часть даже внешнего вида монашествующих, предмет, имеющий не только практическое, но и определённое символическое значение.

Что касается мирян — наверное, каждый опытный священник сталкивался с проблемой, когда новоначальные верующие стремятся соответствовать каким-то монашеским стереотипам. Особенно мужчины: у них возникает желание отрастить бороду и длинные волосы, взять благословение на чётки, демонстративно их использовать во время церковного богослужения. Сразу надо предупредить, что в этом случае велика вероятность ошибки и ложного пути. Манифестация своих стремлений и духовных упражнений настораживает. Человек, сам того не понимая, может впасть в прелесть, ложное представление о себе, самомнение, гордость, тщеславие и так далее.

Можно? Да, но есть вопросы.

Когда люди обращаются ко мне с вопросом, можно ли использовать при молитве чётки, я обычно спрашиваю: а зачем вы будете подсчитывать количество молитв? Обычно мне отвечают, что есть же монашеские правила — пятисотница, стопятидесятница, Богородичное правило. Я понимаю, что люди сейчас все грамотные, насмотрятся интернета, начитаются книг монашеского содержания — и применяют потом это всё в своей жизни. Отвечая, пытаюсь у человека деликатно спросить: а вы читаете утренние и вечерние молитвы, Священное Писание Нового Завета — ежедневно? Хотя бы одну-две главы? Святых отцов — после обеда, когда уже силы не те, внимание притупляется?

Если у вас после всего перечисленного есть силы и время для молитвы сверх того, вы хотите исполнить монашеское правило — Бог вам в помощь. Берите чётки на сколько у вас есть звеньев — десять, тридцать, сто — и читайте молитву Иисусову. Её интерпретаций много, в греческой традиции в ней всего пять слов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Могут быть варианты, когда добавляют слова «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», по Серафиму Саровскому добавляется «молитвами Богородицы помилуй мя». Самое главное правило — это вкладывать ум в слова молитвы, сохранять внимание.

Чем эта молитва интересна, привлекательна и велика — она очень короткая, на ней хорошо сохранять внимание, но она очень содержательная, может многому научить, от многого спасти и помочь во многих моментах духовной жизни.

Опасайтесь фарисейства и прелести

Я хотел бы предостеречь наших мирян от фарисейства, потому что очень легко превратиться в человека, который «увеличивает воскрылия риз», как говорит Спаситель, обличая фарисейское тщеславие и гордость. «Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 8:8). Читайте Иисусову молитву, пользуйтесь чётками, но не надо демонстрировать это окружающим. Есть традиция засыпать с чётками, когда человек читает перед сном молитву Иисусову — это очень хорошо. Не надо брать длинные чётки, возьмите самые маленькие, на палец, и читайте.

Мне бы очень хотелось призвать верующих, пользующихся чётками: не надо считать молитвы и заниматься арифметикой. «Я вчера 150 прочитал, сегодня 250 прочту!» — это не спорт. Когда такое начинается, очень боязно за человека. Дело не в арифметике. Очень грамотно об этом пишут святитель Игнатий Брянчанинов, преподобный Варсонофий Оптинский и другие святые отцы. Они учат: не надо молитвой заниматься, надо ей молиться. Это живое обращение к живому Богу. А с духовными подвигами надо быть очень осторожным.

У святителя Игнатия есть такой пример: к нему пришёл подвижник, который и голода не испытывал, и зимой в одном подряснике ходил, и не спал сутками. Святитель спросил: «Как вы, уважаемый, молитесь?» Тот рассказал, а святой попросил его молиться, как учат святые отцы. Через неделю подвижник пришёл в расстроенных чувствах с вопросом: «Что ты со мной сделал?!» У него появился огромный аппетит, он стал мёрзнуть, не мог проснуться утром. То есть ему помогал бес тщеславия, а когда тот монах начал не заниматься молитвой, а молиться, бес отошёл от слов молитвы Иисусовой, как от огня, и всё изменилось. Надо говорить мирянам об этом и предостерегать их.

Подчеркну: всё вышесказанное не касается монахов. У них своя жизнь, они подчиняются установленным правилам, исполняют благословение игумена и живут по послушанию. В миру же нужно быть очень осторожным с духовной нагрузкой.

Альтернатива привычному правилу

В миру, наверное, каждый священник слышал жалобы прихожан о том, что они не воспринимают утренние и вечерние молитвы — настолько человек знает их, настолько привык, что уже притупляется внимание. Верующий понимает, что просто вычитывает правило, и многие в этот момент даже бросают молиться. Есть практика: заменить утренние и вечерние молитвы на молитву Иисусову. Есть десять-пятнадцать минут — возьми чётки, стань и помолись. Ещё можно почитать Псалтирь, сколько успеешь — два псалма, а может, и две кафизмы. Тогда у вас каждый раз будет новый текст, и даже если читать по кругу, эти тексты не успеют «приесться». Это разгружает психику, тренирует внимание, происходит перезагрузка, и месяц-два можно молиться так. Ведь традиционное правило — вещь условная, и составлено оно было, с точки зрения истории, недавно.

Надо быть реалистом

Задача молящегося человека, по словам святых отцов, — «удержать неудержимого», то есть наш ум. Не дать себе рассеяться, сосредоточить внимание на молитве. Святые различали несколько ступеней молитвы: внимательная молитва, умное делание, сердечная молитва, непрестанное делание — исихасты этим постоянно занимались, но это уже великие вещи сугубо монашеского уровня. Человеку мирскому надо отдавать себе отчёт и не заниматься фантазиями на свой счёт — что он, живя в миру, может достичь уровня отшельника, который потратил на это пятьдесят лет монашеской жизни. Надо быть реалистом: спокойно смотреть на эти вещи и пользоваться тем, что нам по плечу. Ставить реальные цели, стремиться к ним.

В заключение хочется напомнить: если человек молится только когда читает правило, он вообще не молится. Память о Господе должна быть у верующего человека постоянно. И в работе, и во всех делах надо обращаться к Богу, благодарить Его, просить благословения — то есть жить по завету апостола Павла: «Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:16-18). Молитва Иисусова — для всех, не только для монахов. Это сокращённое Евангелие, квинтэссенция его. Есть мысль, что пять слов молитвы Иисусовой похожи на пять камней Давида в битве с Голиафом, которые он собрал у ручья, когда шёл на бой — с твёрдой уверенностью, что Бог даст ему победу над врагом в неравной схватке.

Не надо внешней атрибутики, не надо считать молитвы. Лучше, как пишет святой Феофан Затворник, если есть время — завести будильник и помолиться десять-пятнадцать минут. Я бы рекомендовал мирянам использовать чётки только для келейной, домашней молитвы. Всё-таки молитва, чётки — это очень сокровенное, интимное, что не выносят напоказ.

Протоиерей Константин Лисняк
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Фото на заставке: gorlovka-eparhia.com

Просмотрено (1161) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее