«Случиться может что угодно. Мы должны быть готовы ко всему»
Не пытайся вникнуть в Божьи тайны.
Когда я был на Кипре, в одном монастыре увидел фотографию игумена, довольно юного по возрасту, который погиб в авиакатастрофе во время поездки на Афон вместе с Патриархом Александрийским. Меня поразила история смерти этого игумена, рассказанная отцами обители. Мне поведали о том, что он был святым и духовным человеком и как эта поездка печально окончилась. Другой человек должен был поехать с ними, но что-то случилось и он остался. Не поехав, наверное, говорил про себя: «Ах, если бы я поехал вместе с отцами. Имел бы такое благословение находиться вместе с ними. Но что поделать! Не взяли меня, не моя очередь ехать сейчас». Продолжение этой истории знаешь. Все погибли в вертолете.
Случиться может что угодно. Мы должны быть готовы и открыты ко всему. Осеняя себя крестным знамением, движемся дальше, принимая все, что нам посылает Бог, с уверенностью: это будет нам же на пользу. Все, что ни случается в жизни, для твоего же блага. Кто-то сейчас скажет: «Хорошо, и как это объяснить?» Некоторые вещи являются необъяснимыми, на первый взгляд. Но где-то в глубине жизни сокрыто благословение, уверен в этом.
Смотришь на бедных в лишениях и трудностях. Полное отчаяние. Говоришь: «Такой хороший человек! Сколько на его жизни сложностей! Почему так?» Смотришь на другого – роскошная жизнь, мирская и грешная, без Бога, полон здоровья, почти сто лет – и ничего с ним не случается». О таком говорят: «Что будет с ним? Грешит, живет вдали от Бога, и у него все хорошо. Другой, молодой парень, сейчас умирает от рака. Одному восемьдесят лет, целый день курит и матерится, хоть бы что случилось. Как это объяснить? Что это за Бог такой? Как это все он терпит?» То, что вижу, возможно, понял и ты, на Господа не влияет, что скажу я или ты, или мы все вместе. Он тебе ответит: «Говори, что хочешь. Я молчу. Я не могу открыть тебе Свои тайны».
Вспомнил слова Господа святому Антонию. Однажды, когда Антоний Великий задался этим же вопросом: «Господи, почему с одними случается так, а с другими иначе?» – в ответ услышал: «Антоний, прекрати спрашивать, и я тебе кое-что скажу, прежде чем ты продолжишь задавать свои вопросы. Не пытайся вникнуть в Мои тайны. Все, что ты спрашиваешь, Мои вопросы. Вопросы Божественные и превосходят твой ум. Ты занимайся Антонием и не занимайся тем, что делает Бог и как это делает. Эти вопросы только Мои». Не говорит об этом Господь Антонию не из-за пренебрежения или безразличия. Как бы поясняет: «Антоний, ты этого понять не можешь. Я должен тебе рассказать много историй. Должен тебе рассказать большую историю о каждом человеке, чтобы ты понял его жизненный путь. Я мудрее тебя, у меня есть любовь, и сила, и все Божественные свойства, Я знаю больше тебя».
И еще: знай, что у кого все хорошо и нет связи с Богом, не значит, что их жизнь закончилась в совершенстве. Ты не знаешь подробностей завершения их жизни. Потому что есть люди богатые, но их богатство, благополучие, здоровье не являются предлогом для благодарения Богу, милости к другим. Все, что имеют, станет для них гибелью.
Есть богатые, которые со своим богатством гибнут. Есть люди с дарами, которыми наградил их Бог, полученными из-за погружения в грех. Поэтому не делай выводов, когда видишь такое. И не удивляйся. Есть красивые женщины или красивые мужчины, которым Господь дал дар красоты и телесного обаяния. И порой эта красота является причиной разрухи их жизни. Они легко соблазняются, не имеют постоянных отношений, только мучаются. И когда спросишь такого человека: «Почему ты проходишь через все это?» – он ответит тебе: «Из-за своей красоты». И хотя красота – это дар, он для него становится гибелью. Ты смотришь на это и завидуешь, думая: «Почему я не такой?» И стараешься стать еще более красивым, более красивой. Но твой несовершенный внешний вид может быть милостью Бога для твоей жизни. Подумай немножко об этом. Если красивый человек без смирения и досаждает окружающим, не значит, что его красота приведет его в рай.
Из книги архимандрита Андрея (Конаноса) «Любовь навсегда»
Перевод с новогреческого Сергея Рудько
Просмотрено (347) раз