Времена не выбирают
«Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость перед Богом» (Лк. 16:15). Так нам говорит Христос. Почему же в нашей жизни образовалось такое несоответствие между видением ситуации Богом и восприятием людьми?
Почему мы, к примеру, с большим уважением будем разговаривать с богатым человеком или тем, кто имеет власть или вес в обществе, высоко стоит, и не удостоим своим вниманием бедно одетого человека? А он, может быть, тайный святой. Подобными несоответствиями полна вся наша жизнь. И то, что такое лицемерие — мерзость перед Богом, нас как-то не останавливает.
Откуда берется это расслоение в нашем поведении? Из падшего состояния человеческой природы. Мы не видим, не знаем того, что нам полезно. Поэтому в большей части своих поступков руководствуемся не тем, чем должно — Евангельскими предписаниями, а своими собственными интересами земного характера. Хватаемся за то, что, на наш взгляд, сделает нас счастливыми.
Преподобный Максим Исповедник говорил, что любое наше земное греховное материальное стремление продиктовано либо стремлением получить наслаждение, либо стремлением избежать страдания и неудобства этой жизни. Поскольку мы видим, что влиятельные люди могут нам поспособствовать в этих наших устремлениях, то ожидаем от них пользы для себя, помощи в чем-то земном, то начинаем относиться к ним иным образом, чем к людям простым, от которых не ждем никакой выгоды.
Человеку трудно отрешиться от материальной зависимости, поэтому он порой не гнушается никакими способами улучшить свое земное положение. Таково положение вещей. Если оно и принимается с житейской точки зрения, то совершенно недопустимо с точки зрения христианства. Потому что это грех.
Так стоит ли искать общения с богатыми и сильными мира сего ради собственных земных выгод? На этот вопрос Господь дает краткий и точный ответ устами Давида: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых» (Пс. 1:1). Если человек сосредоточен исключительно на земной жизни, то он считает счастьем то, что в вечной перспективе «не имеет никакой цены: богатство, здоровье, блистательную жизнь». Так говорит святитель Василий Великий. Он поясняет, почему все эти желанные для нас состояния на самом деле не являются настоящим добром. По его словам, они часто и неожиданно изменяются в противоположные состояния, кроме того, своих обладателей не могут сделать добрыми. «Ибо кого сделало справедливым богатство или целомудренным здоровье? Напротив того, каждый из этих даров злоупотребляющему им часто способствует к греху».
Когда мы анализируем свои жизненные ситуации и думаем, как лучше поступить, мы должны, прежде всего, в духовном плане сопоставлять, что нам принесет пользу, а что — вред. И если что-то нами задуманное принесет духовный вред, лучше отказаться от этого, даже если это даст нам земные привилегии. К примеру, человек работает в обстановке, которая вредно сказывается на состоянии его души, — начальник заставляет его наушничать на своих коллег, плетутся интриги, но за свою работу он получает много денег. Полезно ли это для его души?
Перед человеком неизбежно встанет вопрос: что важнее — лицемерить всю жизнь и иметь хорошую зарплату или уйти с такой работы? Ответ зависит только от самого человека. Кто-то предпочтет подстраиваться: «Подумаешь, от меня не убудет», мол, есть идеал, а есть жестокая реальность, и они, увы, разнятся. Плетью обуха не перешибешь.
Но есть и примеры, показывающие, что идеал и реальная жизнь не разнятся. Это мы видим в жизни святых. Святитель Амвросий Медиоланский выгнал царя вон из храма, когда тот нарушил каноны веры. Святитель Василий Великий отказывался причащать императора, который по-своему трактовал христианские догматы. Святой митрополит Филипп (Колычев) не дал благословения царю Ивану Грозному, ибо видел беззакония, которые творил царь. Но это — идеал, святые люди. Они могли ставить Бога и веру на первое место и не подстраиваться под земные стандарты, хотя были из той же плоти и крови, что и мы, рисковали своим положением и благополучием, а то и жизнью. Тем более что в те времена человеческая жизнь ничего не стоила, и царь мог все что угодно сделать с человеком. Но даже в самых критических ситуациях «земное» у святых стояло на своем, подчиненном месте. Они не смотрели на то, что перед ними были высокие люди, которым можно позволить то, что непозволительно другим.
Во все времена были сложности, просто у каждого времени — свои. То, что мы не соответствуем нашим святым, — это наши проблемы, а не проблемы нового веяния времени. Но на все времена «Господь преподал ученикам Своим поведение прямое, искреннее, утвержденное на святой мудрости, а не оправдываемое лукавством, поведение, из которого должна светить чистая добродетель», — говорит святитель Игнатий (Брянчанинов).
Кто-то скажет: а как насчет того, чтобы просто потерпеть недостатки других? Он — с такими-то недостатками, у меня — свой «наборчик», у другого — другое. Но почему-то, когда мы видим недостатки тех, кто от нас зависит или ничего приятного нам сделать не может, мы на них не особо терпеливо смотрим. Стараемся такими людьми командовать, указывать, погонять и так далее.
Мало кто доволен своей жизнью. И мы ропщем на обстоятельства, пугаемся перемен, стараемся подстроиться под этот мир, быть как все. Как же жить, чтобы все-таки не впадать в те отношения, которые «мерзость перед Богом?» Ответ прост: жить так, как жил святой Василий Великий или святой Амвросий Медиоланский. Но для нас это очень высокая планка. Тогда, по крайней мере, надо хотя бы понимать, что так жить правильно, а кривить душой — неправильно. И учиться постепенно, по шажочку, делать правильно. Хотя бы не переступать через совесть. Надо начинать с малого. Не получится сразу взять и разорвать узы, связывающие нас с миром. Сразу и резко Господь требует прекращать только совсем серьезные грехи. А с остальным надо бороться постепенно, но неуклонно.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Фото: Александр Авилов / АГН «Москва»
Просмотрено (140) раз