Можно ли есть яблоки до Преображения?
В Типиконе, то есть Церковном Уставе, нет никакого запрета на вкушение яблок до праздника Преображения Господня. В частности, Типикон предписывает следующее: «аще кто от братий снесть гроздия прежде сицеваго праздника, то преслушание запрещения да приимет, и да не вкусит гроздия чрез весь август месяц, яко заповеданный устав презрев: яко да от сего навыкнут и прочие повиноватися уставу святых отец… Сей устав бывает и на смоквах и над прочими овощами: яве яко времена их, кое когда преспеет».
Исходя из отмеченного выше, мы видим, что, прежде всего, запрет относится к винограду и только потом говорится и о прочих «овощах», то есть плодах. Да и само нарушение данного Устава не вменяется в грех: в наказание «нарушителю» просто запрещается вкушать виноград до конца месяца, то есть, фактически, до середины сентября по новому стилю. А если бы вкушение винограда до указанного времени было грехом, думаю, меры пресечения были бы несколько иными.
Теперь же стоит подумать над тем, с чем, собственно, связано такое запрещение есть виноград до праздника Преображения. Для того чтобы ответить на данный вопрос, стоит перенестись в ветхозаветные времена – ведь именно из тех времен берет свое начало практика освящения плодов. Как мы уже сказали, приносить Богу первые плоды заповедано ещё в Ветхом Завете. В частности, в Книге Левит сказано следующее: «Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев» (Лев. 2:14). То есть практика освящения первых плодов имеет под собой основанием прежде всего желание посвятить Богу начатки того, что Он Сам же нам посылает. Православный христианин должен осознавать, что тот урожай, который он собирает, – он получает от Бога. Святитель Иоанн Златоуст отмечает: «земледелец получает плоды от земли не столько за свои труды и прилежание, сколько по благости Бога возращающаго оные».
Почему виноград освящался именно в праздник Преображения? Просто потому, что на Востоке именно к середине августа созревали два основных продукта пропитания: виноград, из которого делалось вино, и пшеница, из которой выпекался хлеб. Кроме того, что эти два «плода» являются основными в пищевом рационе человека, они также используются и для главного Таинства Православной Церкви – Евхаристии, в которой хлеб и вино благодатью Святого Духа прелагаются в Тело и Кровь Христовы. И именно это соотнесение отражено в молитве на освящение винограда в праздник Преображения: «Благослови, Господи, плод сей лозный новый… да будет в нас от того рождения лознаго причащающихся в веселие, и приносити Тебе дар во очищение грехов, священным и святым Телом Христа Твоего».
Следует также обратить внимание на еще один фактор, о котором говорится в предисловии к молитве освящения «начатков овощей». А там сказано следующее: «и ино овощие да приносится коегождо во время свое ко храму на благословение». Таким образом, мы видим, что, согласно церковной практике, каждые новые плоды освящались во время их созревания, и только со временем, возможно, из-за нашей же духовной лености и нерадения, освящение всех начатков плодов приурочили к празднику Преображения.
То, что является нормой на Востоке, не всегда может быть выполнено в наших регионах. Очень часто случается так, что многие сорта винограда и яблок созревают задолго до Преображения. Следовательно, эти плоды должны попросту сгнить на ветке. А ведь это на самом деле будет куда большим грехом – грехом неблагодарности по отношению к Богу и Его дарам.
Святой апостол Павел как две тысячи лет тому назад, так и сегодня говорит нам: «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор. 8:8). И в другом месте: «Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест: потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает; и силен Бог восстановить его… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя, а живем ли — для Господа живем, умираем ли — для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, — всегда Господни» (Рим. 14: 3-8). Самый важный посыл в этих словах Первоверховного апостола – призыв и напоминание о благодарении Бога. Но, к сожалению, мы чаще просим Бога о чем-то и очень редко Его потом благодарим.
А посему, если то или иное предписание Церковного Устава становится в один разряд с суеверием, это уже говорит о нашем духовной отсталости и непонимании сути христианства. И значит мы, подобно древним фарисеям, более готовы служить букве, а не духу.
Андрей Музольф, преподаватель КДА
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (281) раз