Выбрать страницу

«Хорошо нам здесь быть»

«Хорошо нам здесь быть»

В Евангелии описано лишь несколько случаев, когда Божество Христа было видимым образом явлено людям. В эти дни мы вспоминаем один из них. Праздник Света — Преображение Господне на горе Фавор. Евангелисты Матфей и Марк (Мф. 17:1-13 и Мк. 9:2-13) подробно рассказывают, что произошло на горе. Но что именно произошло с Самим Господом Иисусом Христом? Произошли ли в Нём какие-то изменения?

На этот вопрос хорошо ответил известный богослов Владимир Лосский: «Никакого изменения не произошло во Христе в этот момент, даже в Его человеческой природе, но изменения произошли в сознании апостолов, получивших на мгновение способность увидеть своего Учителя таким, Каким Он есть — сияющим вечным».

Сначала Христос показал славу Своего Божества в меру, в которую апостолы могли воспринять благодать этого созерцания, но потом блистание «облака света» превзошло их силы, Господь стал невидимым им, и они упали в ужасе.

Действительно важно в сотериологической перспективе изменение в сознании апостолов. Важны и слова Петра: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4).

Мистико-аскетическая книжность предлагает длинный путь восхождения к вершине боговидения, символом которого мог бы стать путь апостолов на гору Фавор. Божественный Фаворский Свет никогда не оставлял и не оставляет человечество, Он и после являл Себя многим людям, многим святым, в том числе свт. Григорию Паламе и прп. Симеону Новому Богослову. Все песнопения и чтения праздника Преображения пропитаны Светом и взыванием к Господу, чтобы Он и нам дал видение Света Своего Присносущного.

Стяжание этого Света является целью христианина. Это состояние называется богообщением. Наша цель — достижение такой полноты богообщения, при которой мы самым тесным образом приобщаемся к Божеству. Господь взял на гору избранных из избранных, и то состояние, в котором находились апостолы, было лишь залогом полноты богообщения. Мы же призыв к полноте слышим каждую литургию: «Со страхом Божиим и верою приступите!»

Вопрос лишь: откликнемся ли мы на этот призыв?

Преображение человека в результате приобщения к Богу в святоотеческой литературе называется по-разному — «богоусыновлением», «богоуподоблением», «изменением в бога», «обожением».

Идея «обожения» (θεοσις) — центр жизни христианства, вокруг которого вращались и вращаются все вопросы догматики, этики и мистики.

В Евхаристии человек и душой, и телом соединяется, приобщается Богу. Это видно из молитв, которые мы читаем после Причастия: «душу освяти, тела наши очисти», «пройди во все суставы, в утробу (внутренности), в сердце».

Когда Господь касается сердца человека, то настаёт ощущение света, покоя, мира. Особенно мы ощущаем этот покой в храме, при мерцании лампад и свечей, участвуя в происходящем священнодействии — но затем мы возвращаемся в мир, в суету… Задача наша — преобразиться, изменяя вектор нашей жизни от суеты к покою, к Богообщению и обожению, откликаясь как можно чаще на призыв Божий соединиться с Ним в Божественной Евхаристии и вместе с Петром повторять: «Господи, хорошо нам здесь быть» (Мф. 17:4).

Диакон Виктор Шинкарёв
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (45) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Скоро праздник

14 мая - Преполовение Пятидесятницы

Преполовение Пятидесятницы – означает половину срока, т.е. середину по времени между двумя величайшими праздниками — Пасхой и Троицей, иначе называемой Пятидесятницей, отмечаемой на 50-й день после Пасхи, и как бы связывает их воедино. Отмечается в среду 4-ой седмицы после Пасхи (за 25 дней до Троицы). В этот день вспоминается событие из жизни Спасителя, когда Он в Преполовение ветхозаветного праздника Кущей вошел в церковь и учил. (Ин. 7:14-36)... далее Блгв. Тамары, царицы Грузинской

Время правления святой благоверной царицы Тамары был зенитом славы Грузии. Никогда ни до, ни после, Грузия не достигала такой степени внешнего могущества и внутреннего процветания. Имя святой Тамары - самое дорогое, самое сладкозвучное для слуха грузинского народа, оно сияет на небосклоне Грузинской Церкви среди имен мучеников и преподобных светом утренней звезды... далее

Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»

Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» названа в память об исцелении некоего грешника через святую икону молитвами Пречистой Богородицы... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Преполовение Пятидесятницы далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »