Выбрать страницу

Как вернуться к регулярной церковной жизни после карантина, если это дается с трудом?

Как вернуться к регулярной церковной жизни после карантина, если это дается с трудом?

«В душе тоже есть мышцы»

Священник Сергий Круглов:

Главное, о чем нам напомнил карантин: человек не только телесное существо, но еще и духовное. Ему нужно не просто быть сытым и здоровым — участие в церковных таинствах христианину не менее необходимо, чем посещение больницы или магазина.

Такое освежение чувств нам было полезно — мы поняли цену Причастия.

Если сегодня, когда храмы вновь открыты для всех, вам трудно вернуться к регулярной церковной жизни, просто задайте себе вопрос: зачем мне это надо? Чего я хочу от посещения храма? Такой вопрос самому себе важен вообще во многих случаях жизни. Если найдете ответ — у вас откроется второе дыхание, будет смысл идти в храм – найдутся и силы для этого.

Когда у человека действительно есть нужда участвовать в евхаристической жизни, если без общения со Христом в таинстве он не может — он идет и причащается. Если он не чувствует такой тяги ко Христу, если идти к Чаше вынуждали только обстоятельства скорбей или болезней, или настояния родных, как оно, увы, иногда бывает, то Причастие превращается для него в ненужный обряд.

Поэтому спросите себя конкретно: важно ли для меня Причастие? И если ответ будет «да», то дайте себе легкого духовного пинка и идите в храм!

А вот если вы вдруг ощутили, что ответов на вопросы «зачем?» и «важно ли?» найти у себя внутри не можете — стоит поговорить с духовником и с его помощью снова попытаться эти ответы найти.

«Лежите на диване так, будто его завтра продадут» — в этой шутке, увиденной в интернете, есть доля истины, но, согласитесь, радость от движения вы ведь тоже испытываете. Это мышечная радость. В душе тоже есть мышцы, и им тоже надо восполнять мышечную радость. С Божьей помощью, надеюсь, эта радость вас посетит.

«Через лень, через не хочу — встаем и идем в храм»

Протоиерей Максим Первозванский:

Вернуться в храм после перерыва — как вернуться из отпуска. Сложно снова начать вовремя ложиться и вставать по будильнику.

Помню, один мой знакомый спортсмен получил серьезную травму ноги —полгода он вообще не мог ходить, еще полгода восстанавливался. Когда нога перестала болеть, он понял, что ему трудно вернуться к привычной жизни: «Я ленюсь, перестал заниматься спортом, по лестнице не бегаю, пользуюсь лифтом, хожу не пешком, а езжу на такси и метро». У него пропала мотивация к спорту, пропала радость от физической нагрузки. То же самое происходит и с духовной жизнью.

Здесь важен режим: через лень, через не хочу — встаем и идем в храм. И вскоре заметите, как у вас внутри включаются привычные, докарантинные ритмы.

Возвращайтесь в привычный режим не по одиночке, а всей семьей. Я с ужасом замечаю, что если остаюсь один, то не всегда заставляю себя прочитать утреннее и вечернее правило. А вот в семье никаких проблем — после ужина все выстроились, помолились и разошлись по кроватям. Чувство ответственности друг перед другом позволяет пересилить себя, а главное помнить: там, где двое и трое собраны во Имя Его, там Христос посреди них.

Фото: Владимир Ештокин

Если вы не чувствуете духовной необходимости вернуться в храм, задайте себе вопрос: насколько жива моя храмовая жизнь? Насколько я в ней нуждаюсь? На самом деле многим людям хождение в храм ничего не дает — они ходят туда по привычке или из страха. Для тех, у кого духовная жизнь была на последнем издыхании до карантина, этот вынужденный перерыв сыграл свою отрицательную роль.

Когда после массового прихода людей в Церковь в 90-е годы вдруг начался их отток, это было принято объяснять тем, что вера перестала быть модной. Но я считаю, что это не так. Люди, которые ушли из храма так же быстро, как и пришли, просто не получили того отклика, которого ждали: ушли из храма не утешенными, не умиленными, и у них сложилось ощущение, что они ходили в храм впустую.

Человек же в целом устроен так, что (если не брать в расчет чувство долга) мы общаемся только с теми людьми, с кем нам нравится общаться. Если после общения с человеком возникает ощущение потерянного времени, то общение сходит на нет. То же самое и по отношению к Богу — ведь это тоже личные отношения. Выстроить их — в наших собственных силах.

Подготовила Анастасия Бавинова
Источник: Журнал Фома

Просмотрено (95) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »