Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?
Что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную? Этот вопрос должен волновать нас каждый день, мы должны всегда его задавать себе и Господу. И думать о том, как устроить нашу жизнь, что сделать для того, чтобы наследовать жизнь вечную, чтобы стать наследником вечных благ.
«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века» — в этом наше упование, в этом наша вера, хоть мы часто и забываем об этом, и заботимся, будучи людьми, по нашим силам, благочестивыми, именно о сегодняшнем дне, чтобы сегодня не согрешить и чтобы нам было лучше, и лучше было в соответствии с заповедями Божиими. Но мы не всегда помним, что чаем воскресения мертвых и жизни будущего века. Жизнь будущего века, жизнь вечная — вот то, чего мы ждем и на что уповаем, чтобы в этой жизни пребывать вечно с Богом, с Творцом, с Ангелами, со всеми святыми. Наша временная жизнь какой бы длинной, прекрасной, красивой, исполненной деяниями, подвигами, победами ни была, — всë равно миг. Забудут о любом человеке, каким бы прекрасным и замечательным он ни был и сколько много бы он ни сделал в этой жизни, потому что это всё временное и очень скоротечное, как мгновение. Жил человек — и нет его. И всë, что он делал, – об этом даже уже не знают, что это делал он, не помнят, потому что мы все наследники жизни вечной, и что бы мы ни делали здесь, мы должны помнить о том, что впереди у нас еще бесконечность, а то, что мы делаем сейчас, — это только начало.
«Что сотворю да живот вечный наследую» — с такими словами обратился и один благочестивый и ищущий Бога юноша. Он обратился ко Христу и назвал Его Благим Учителем. В этих словах мы видим то, что он понимал, что перед ним не просто человек, потому что слово «благой» относилось именно к Божеству. Поэтому ему Христос и говорит: «Что ты называешь меня Благим? Благой только Бог». Юноша как бы колебался, он не говорил Ему: «Ты Сын Божий», но он чувствовал особую силу в этом Учителе, особую благодать и так обратился к Нему: «Что мне делать, чтобы вечную жизнь получить?» Господь ему говорит: «Соблюди заповеди» — и перечисляет эти заповеди, которые нам, всем христианам, хорошо известны. Известны даже людям, которые не ходят в Церковь и Евангелие не читали. Об этих заповедях знают практически все: не убей, не прелюбодействуй, почитай отца и мать — это основное, на чем строится жизнь человека. Если человек этих заповедей не знает, не соблюдает, то скорее всего его постигнет в этой короткой жизни крах.
И вот юноша говорит: «Я всë это с юных лет соблюдаю», спрашивая таким образом: «Что же еще? Это мне и так понятно и близко, и я этим живу». И тогда Господь ему говорит: «Если хочешь быть совершенным, пойди и всё твое имение раздай нищим, и приходи, и следуй за Мной» — вот условия совершенства, не просто внешнего благочестия . Не просто соблюдение закона, а совершенство, которое приближает к жизни вечной, Господь открывает этому благочестивому юноше, но тот огорчается, отходит, потому что у него было много богатства. Много было материального, а возможно, и других каких-то благ у этого человека, и он огорчился при одной только мысли, что ему придется расстаться с этим для того, чтобы стать учеником Христа. Христос ему говорит: «Приходи и следуй за Мною», а мы помним, как Он то же самое говорил и Матфею мытарю, и другим апостолам-рыбакам, которые тут же бросили свои сети, мытарь оставил свою работу, и последовали за Христом.
А этот благочестивый юноша поступил иначе. Он огорчился, и мы даже имени его не знаем. Так он в своем огорчении, можно сказать, исчез из Евангельской истории. И Господь Своим ученикам говорит: «Тяжело богатому войти в Царствие Небесное, проще верблюду пройти через игольные уши». А ученики поражаются, они говорят: «А кто же может тогда вообще спастись?» Почему так удивляются апостолы? А потому, что, когда они жили, в народе Иудейском богатство считалось благословением Божиим, и сейчас мы видим, что у многих народов тоже, и христианских и нехристианских, богатство — это что-то важное, что-то религиозное, они всё время вокруг него. Где богатство, там и эти люди. Почему так? Потому что это у них часть веры. И в протестантизме это есть, то есть если ты богатый человек, значит, Господь тебя благословляет, любит. Также рассуждали и те Иудеи, и апостолы, поэтому они так удивились. Вдруг Христос полностью этот закон упраздняет, Он говорит: «Нет, вы не думайте, что тот, кто богатый, войдет в Царствие Небесное, а наоборот».
Это, конечно, не значит, что человек, который сейчас живет и достаточно богат, что он стопроцентно не войдет в Царствие Небесное, а тот, у кого нет таких имений и денег, он войдет. Главное, чтобы богатство человека не препятствовало ему стать учеником Христа, стать Его апостолом, следовать за Ним. И действительно, придется нам продать очень много из своего богатства для того, чтобы спастись, в том смысле, чтобы избавиться от всего того, что не пускает нас ко Христу. А это не только материальное богатство, это может быть стремление к власти, карьере, бесконечная учеба, стремление к каким-то проектам, чтобы нас хвалили, чтобы мы достигали разных высот, но этого Господь не ждет от нас. Он в первую очередь ждет верности и любви к ближнему, следования Евангельской истине. И только такие люди могут называться Его учениками и быть совершенными, а к совершенству призвал нас Господь. Ни к какому-то среднему благочестию, а к совершенству, к святости. И если мы будем стремиться к святости, то мы хоть каких-то ступеней достигнем в деле своего спасения. А если не будем к святости стремиться, то мы и останемся где-то на пороге храма Божьего, и нам Господь скажет: «На улицах ваших Я проповедовал и учил, а где вы были?», а мы скажем: «А мы видели Тебя, мы знали». — «Но вы же не поступили, как Я вас просил, не стали Моими учениками, не стали совершенными», а Царствие Небесное для совершенных, а не для слабых, трусливых и нерешительных людей.
Приближается 1 сентября. Вообще, раньше, на Руси долгие годы и даже столетия, это и было началом года. И в общем-то это так и есть, особенно для людей семейных, для родителей, а большинство все-таки принадлежит к их числу. Первого сентября начинается учеба и в школе, и в университетах, и мы часто к этой дате как-то приурочиваем попытку что-то новое сделать в своей жизни. Пример этого евангельского юноши должен быть для родителей, для учителей, для всех нас очень важным уроком, чтобы наши дети, чтобы наши юноши, будущее нашей Церкви не только учились соблюдать Законы Божии, но и стремились к совершенству. Чтобы когда они вырастут, и особенно когда разные страсти на них набросятся, чтобы они, неотягченные этим имением и богатством, постоянным получением знаний, не относящихся к Евангелию, чтобы они не огорчились и не отошли от Христа. Мы должны своим примером учить их быть верными учениками Господа нашего Иисуса Христа, быть людьми, над которыми совершается обетование вечной жизни, чающими воскресения мертвых и жизни будущего века.
Аминь
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Источник: Московский Сретенский монастырь
Просмотрено (73) раз