Выбрать страницу

Молитва меняет нашу жизнь

Молитва меняет нашу жизнь

Что такое православная молитва? О чём можно и о чём нельзя просить Бога? Зачем идти к мощам? Как вести себя в сутолоке церковной очереди? Может ли встреча со святыней оказаться бесполезной? Об этом и многом другом — в нашем интервью с протоиереем Владимиром Шутовым.

Воздух для жизни

— Отец Владимир, давайте начнём с азов: что такое молитва и какова её роль в жизни православного человека?

— Отвечу так, как я сам понимаю этот вопрос: молитва необходима человеку так же, как ему необходим воздух. Я всегда стараюсь это объяснить, чтобы сразу же любой человек — новоначальный или имеющий определённую степень воцерковления, но постигший только внешнюю форму христианства, — понял: молитва — это самое необходимое духовное действие. Без молитвы мы не можем подойти к Чаше, без молитвы наша жизнь будет складываться совершенно по-другому. Необходимо сразу поднять планку, сравнив молитву с воздухом: ведь без воздуха человек не может прожить и несколько минут. Так и без молитвы — душа не может прожить, причём даже меньшего времени…

А уже в зависимости от возраста, уровня образования, положения в обществе, занятости вырабатываются индивидуальные формы молитвы. Но каждый день она необходима. И это не какая-то обуза или тяжёлая обязанность — это радость для души. Молитва всегда радостна! Даже если она просительная, даже если заупокойная — она полна той радости, той надежды и любви, которые Господь принёс нам на землю, говоря: «Просите — и дано вам будет!»
Поэтому второй момент, который я хотел бы отметить — это то, что молитва должна быть радостной и ни в коем случае не должна быть в тягость.

— А если молиться ну вот совсем не хочется? Побуждать себя к молитве? Как сделать так, чтобы молитва стала радостной, чтобы не была никогда в тягость?

— Не хотеться может постоянно, но «Царство Небесное силою берётся» (Мф. 11:12). Гораздо проще катиться вниз, нежели взбираться вверх. Здесь нужно совершить усилие над собой. Для спортивного соревнования человек проводит разминку. В случае с молитвой тоже нужна, возможно, какая-то определённая «разминка», подготовка. Некоторые святые называют это «богомыслие».

Нужно размышлять: кто ты такой на этой земле? К кому ты обращаешься? Что для тебя сделал Тот, к Кому ты обращаешься? Что ты для Него сделал? И когда обо всём этом поразмыслишь, все негативные моменты уходят. Настраиваешься на радостные мысли: ты общаешься с любящим Отцом, Который для тебя сделал всё. И, может быть, твой детский лепет о каких-то твоих нуждах будет для Него намного приятнее, чем всё остальное.

Вот так себя настраиваешь, входишь в молитву такими простыми словами, а потом уже переходишь к молитвам, которые мы имеем в молитвословах — утреннее и вечернее правило, молитвы перед причастием — когда ты уже начинаешь читать тексты молитв, составленные другими людьми, святыми Божьими. Это нужно делать постепенно, по размышлении, и такое упражнение должно стать систематическим.

Единственное препятствие

Не должно быть такого, что человек что-то делает, делает, потом останавливается, начинает мысли свои собирать, чтобы переключиться на молитву. Помолился, сказал «аминь!» — и сразу же забыл о тексте молитвы, о просьбе, о тех, кому он молился, переключившись на земные дела. Нет! Нужно жить в молитве. Молитва должна сопровождать человека на каждом шагу. Как раньше говорили: «Без Бога — ни до порога». Это о том, что ты вышел из дома — помолился, идёшь по дороге — молишься. Или дома: утром встал — вычитал утреннее правило. А что, когда идёшь на работу, молиться не надо? — Тоже думаешь, что ты придёшь на работу, молишься о делах: «Господи, вразуми!», «Пресвятая Богородица, спаси и сохрани!», «Ангеле Хранителю, помоги мне!»

Святых просишь о помощи — имя которого носишь, и тех, чьи имена носят твои родственники, и кого поминают в этот день, — и молитва не прекращается, и получается так, как говорит апостол Павел: «Непрестанно молитесь!» (1 Фес. 5:16). Просто меняется язык молитвы. Более возвышенные слова канонических молитв сменяются простым детским лепетом индивидуального обращения. Молитва концентрируется, когда ты стоишь один дома перед любимыми иконами в тишине. Или когда едешь в шумном автобусе, и никто кроме тебя не знает, что в этот момент ты находишься не здесь, а перед Престолом Всевышнего, и просишь о том, чтобы Господь обратил Своё внимание не на тебя, а на тех, кто наступает сейчас тебе на ногу.

Это самое прекрасное состояние, какое человек может испытывать в жизни, и его нельзя прекратить, как нельзя прекратить дышать. Можно задержать дыхание, но ненадолго. Да и зачем задерживать? Зачем, если молитва настолько приятна?! Ты беседуешь с Богом! Я не знаю, что может быть выше этого.

Ты, грешный человек, стоящий в определённой точке земного шара, не со всеми ладишь, не все тебя понимают… но в любой момент ты можешь сказать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго!» В любой момент! И нет тому никаких препятствий — кроме твоей собственной воли. Только это общение возможно в любое время нашей жизни. К президенту страны мы не можем обратиться, когда нам нужно. А Господь даёт нам доступ к Себе в любой момент, когда мы этого захотим.

Просите любви

— О чём можно, о чём нужно и о чём нельзя молиться?

— Словами святого апостола скажу: «открывайте свои желания пред Богом» (Фил. 4:6). Всякое своё желание открывайте Богу. Но не надо навязывать Ему свою волю. Мы говорим: «Да будет воля Твоя, да приидет Царствие Твое». Допустим, есть у нас какое-то желание. Детский лепет возьмём для примера: «Господи, я хочу, чтобы родители на Рождество подарили мне новый мобильный телефон!» С одной стороны — это земное желание. Но если здесь добавить: «Но да будет воля Твоя! И если мне не подарят — я тоже буду рад!», — тогда мы отдаём эту просьбу на усмотрение Господа. А требовать у Него нельзя.

Конечно, нельзя просить у Бога, чтобы Он кого-то наказал, кому-то сделал плохо — это просто оскорбительно для Его величия. Всё существо Божье есть любовь, Он не может сделать зла, и потому подобное обращение к Нему — это просто невежество, даже кощунство какое-то.

В Священном Писании сказано, что Господь знает всё ещё до нашего прошения. Поэтому самая лучшая молитва — это молитва благодарения. Благодарите за всё Господа, и Он будет давать всё больше благ, потому что от вас будет исходить только благодарность. А если мы выступаем только в роли просителей, то я рекомендовал бы начинать каждую свою молитву с благодарения «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!».

Вот проведите эксперимент. Спросите у людей православных после Божественной литургии: «Ты счастливый человек?» Или проще: «Как у тебя дела?» Они ответят: «Да вроде нормально, но вы знаете, там вот — то, там — это…» — и пойдёт, и пойдёт жаловаться. А как было бы прекрасно услышать: «Слава Богу!» Всё хорошо у него! Он живёт во славе Божией. Поэтому молитву благодарения я бы поставил на первое место и рекомендовал бы её всем.

А в прошении — повторю: всякое желание открывайте Богу, но непременно помните, что Его воля должна исполняться. «Если есть на то святая воля Твоя — управь это дело!», «если это мне полезно и душеспасительно — то сделай вот так». Есть хорошая молитва святителя Филарета, митрополита Московского:

«Господи! Не знаю, что просить мне у Тебя. Ты Един ведаешь, что мне потребно. Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. …Не дерзаю просить ни креста, ни утешения, только предстою пред Тобою».

Просить нельзя того, что не свойственно Господу. Ему свойственна любовь. Просите у Него научиться всех любить — и всё будет нормально.

Последствия акафистов

— Как быть человеку, которому тяжело молиться? Нет у него ещё опыта и практики, тяжело даже утреннее правило вычитать. Обязательно ли вычитывать утреннее и вечернее правило? Можно ли регулировать количество ежедневных молитв? Как определить свою меру?

— У каждого человека есть хоть малый духовный опыт, который может подсказать, как быть. Конечно, нужно посоветоваться. Пойти в храм, поговорить со священником, который исповедует и допускает до причастия. Не ждать от него вопросов, а самому объяснить, что у тебя происходит в душе. Как душа реагирует на продолжительность молитвы, на качество, на содержание её, какие молитвы ты предпочитаешь. Душа, бывает, сегодня готова много помолиться, а завтра нет.

Как бывает… Прибегает человек: «Батюшка, благословите: я буду читать тот акафист, другой акафист, канон и ещё Псалтирь по ночам». Его благословишь — а через неделю он кается, что не читает ничего — потому что берёт выше своих сил. Поэтому я бы всем посоветовал сначала проанализировать своё внутреннее состояние. Потом поговорить со священником, рассказать о себе. Например, что благодарственные молитвы или акафисты радостно читать, а Псалтирь тяжело. «Я работаю тем-то, рано утром мне нужно отправить двух детей в школу и мужа на работу. Как мне быть?» То есть количество молитв канонических можно регулировать, но опускать их нельзя никогда, ни ссылаясь на болезнь, которая часто оказывается мнимой, ни на занятость.

А потом переходить «от силы к силе». Завоевал определённый плацдарм, привык к нему — тогда можно попытаться сделать шаг вперёд. Опять прийти к священнику, рассказать: вот это мне уже легко делать, я делаю это с радостью — можно мне ещё что-то? И такие моменты нужно всё время держать на контроле.

Бывает, люди сами нагружают себя количеством поклонов, канонов. Пытаешься объяснить, что не надо этого делать. Начинаются разговоры, осуждают: вы сами не делаете — и нам не даёте. Но проходит время — и люди начинают изнемогать: Господь ведь испытывает! Им становится тяжело — и дай Бог, чтобы они покаялись. А некоторые злобу лелеют, виноватых ищут. А виновата только своя гордость.

Поэтому повторю снова: прежде всего нужно советоваться со священником, у которого ты исповедуешься и причащаешься, которому ты открываешь душу, который о тебе молится, который за тебя отвечает. Он плохого не посоветует. Он, возможно, даже возьмёт на себя часть трудов, которые ты сам не сможешь понести. Только не надо своевольничать и думать, что за всю историю православия мы оказались самыми умными и можем всё решать только своим умом.

Свидетельство Истины

— Отец Владимир, что такое святые мощи и почему православные им поклоняются?

— Мощи — это свидетельство любви Бога к нам. Это свидетельство Истины, которая напоминает нам на разных этапах жизни о том, что Христос воскрес. Любая святыня — это напоминание о любви Бога к людям. Напоминание о Воскресении Христовом, о том, что и люди верующие тоже воскреснут. Мы видим, допустим, как сохраняется десница Георгия Победоносца. Он жил более полутора тысяч лет назад, претерпел мучения — и Господь сохранил его. Это нам в размышление: а может, если я буду жить по — Божьему, и меня Господь сохранит? Не будет со мной как с царём Вавилона, который оказался самым ненужным человеком на Земле, хотя он обладал всем тогдашним миром.

Некоторым через общение со святынями даётся толчок для дальнейшего духовного совершенствования. Для людей, которых одолевает уныние, которых поразило маловерие мощи становятся свидетельством веры, дополнительным источником благодати. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Цель жизни христианской — стяжать Духа Святаго Божия». То есть нам нужно искать места, где мы можем стяжать Его наиболее.

Это молитва перед святыми мощам, посещение мест, где святые угодники Божии совершали подвиг свой — это всё источники благодати. Православный человек знает это, и как олень стремится на источники водные — так и наша душа стремится к местам, где есть возможность почерпнуть эту благодать через мощи, через иконы. Поэтому прибытие мощей — это мирное событие, это хорошее событие, доброе, радостное, я думаю, что люди будут массово туда идти, и каждый получит по мере своей веры дары от Господа.

Инструктаж для паломника

— А как молиться в таких ситуациях? Людей много, раздражает многое: тут толкнули, там без очереди прошли, там разговаривают… Как вести себя в храме, чтобы получить наибольшие духовные плоды от встречи с мощами?

— Вести себя по-христиански. Допустим, хочется приложиться к мощам. Но если я сделаю это, растолкав нескольких человек, то, наверное, не почерпну полностью того, что мог бы в том случае, если бы потерпел. В таких местах можно получить или дополнительный источник благодати — или растерять то, что имел. Смотря, как ты к этому относишься. Но ещё раз подчёркиваю: человек должен себя настраивать, понимать, куда и зачем он идёт. Не должно быть спонтанности: человек едет, думает о чём-то другом, лбом ударился о дверь храма — всё, иду в храм! Отключил телефон, перекрестился, сделал постное лицо — и пошёл. А внутри он остался таким, каким был. Помня, что Царство Божие берётся усилием, — расталкивает всех…

Нет, человек должен задуматься: если я туда поеду — Господь допустит меня? Часто обращаются: «Батюшка, благословите — я поеду!» — и никто не задумывается: нужен ты там или не нужен? Ты должен понять, почему ты едешь, к кому ты обращаешься? И вот когда человек начинает себя правильно настраивать, всё происходит совершенно по-другому. Он молится всю дорогу, ведёт себя тихо, спокойно.

Отправляясь к святыне, нужно понимать, что туда едет множество людей, причём самых различных. Едут люди и духовно, и физически больные, есть гневливые, раздражительные. А каков ты? Та ли ты соль земли, которой Господь пересыпает общество, чтобы оно окончательно не разложилось? В каком образе ты себя видишь?

«Претерпевший до конца спасётся» (Мф. 10:22) — значит, и ты терпи, кого-то пропусти, помоги кому-то — и Господь тебя заметит, даже в том случае, если ты по каким-то причинам не сможешь подойти к самим мощам. Господь тебя всё равно видит, потому что ты проявил любовь.

Я всегда провожу «инструктаж» для тех, кто едет к святыням. И убеждаюсь, что он нужен независимо от того, отпускаем ли мы людей в поездки, сами ли везём. Нужно разговаривать, причём с каждым. В основном ведь туда едут люди слабо воцерковлённые. Для них это как дополнительный стимул на их пути к Богу. Они едут, не осознавая этого, — и когда сталкиваются с нами, а мы ведём себя неподобающим образом, у них может сложиться плохое мнение и о нас, и о нашей вере. Так что очень многие моменты нужно учитывать.

Ещё нужно подумать, а как бы себя вела Матерь Божия? Вспомнить Писание: Она Сына не видела несколько лет. Он ушёл с проповедью — и ходит по Иудее. И вот Ей говорят: Он в соседнем селе. Она отправляется туда. Видит множество людей вокруг какого-то дома. Подходит — и не может зайти. Как Она Себя повела? Она стала в стороне и стояла, пока кто-то из людей не обратил внимание и не сказал Господу, что там стоит Его Мать и братья.

Она не ломилась, не расталкивала людей, не кричала: «Я Его мама! Я Его не видела несколько лет — дайте Мне подойти!» Она видела, что крышу разбирают, чтобы подойти к Нему — и стояла спокойно. Так раз мы — Её дети, раз Она — пример нам, то нужно вести себя соответственно. Мы идём к Господу через мощи святых. Ведь в мощах святых мы восхваляем Господа, Который даёт силу человекам не тлеть даже после смерти. Так будем же делать это достойно.

— Что бы вы сказали людям, которые по много раз стараются подойти приложиться к мощам? Неужели это частое прикладывание может что-то изменить в их жизни?

— Нас учили так: чтобы понять человека — поставь себя на его место. Я не могу поставить себя на место этих людей. Я не понимаю причину, почему они это делают. Поэтому очень трудно что-то советовать. Попросил бы, наверное, воздержаться — из любви к другим людям. Если Господь сподобил один раз приложиться — слава Богу! Конечно, когда ты прислуживаешь в храме, в котором пребывают мощи, и приложился и сегодня, и завтра — это одно. А просто так ходить… Вообще, нужно индивидуально смотреть, для чего человек это делает. Может быть, чтобы поставить себя выше другого? — Это нехорошо.

— Может быть, они считают, что приумножают количество потреблённой благодати?

— Главное — эту благодать не терять! Ведь главная наша проблема — в том, что мы её теряем. При крещении, крестив, миропомазав и причастив нас, Господь даёт нам такое количество благодати, что его должно хватить на всю жизнь. Но мы теряем её буквально за несколько лет! А может, и того меньше.

Вспомнить о тех, кто рядом

Нужно следить за собой, чтобы после молитвы перед святыми мощами не остаться внутренне таким же, каким был до этого. Подошёл, приложился, отошёл — и вспомнил: я же с соседом в ссоре живу! Пошёл — и помирился с ним. В таком случае не грех ещё и ещё раз пойти к святыне. А если мы ничего не приобретаем, не меняемся, а только подвергаем себя раздражению — то ради чего мы ходили? Нужно подумать об этом.

Я был бы рад, если бы у людей, идущих к святыням, появилось рассуждение, желание попросить духовного совета. Чтобы они советовались с людьми, которые поставлены на это. Ведь есть множество священников сейчас, приходской священник — как минимум. Чаще всего все эти многократные прикладывания происходят оттого, что человек живёт своим собственным умом. Он решил ходить к мощам каждый день — и всё. Я не думаю, чтобы кому-нибудь какой-то священник сказал бы: «Да, тебе нужно пять раз приложиться!» Никто бы так не сказал.

Так что такое поведение говорит о том, что человек в своих решениях не советовался с духовным лицом. «Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать» (1 Пет. 5:5). А подобное действие есть, наверное, производное гордости. Человек не может с первого раза насытиться — и ему нужно это ещё и ещё раз. И так он по кругу ходит, потому что гордость мешает ему вкусить живой воды благодати от святыни. Он думает, что нужно брать количеством — не понимая, что, может быть, нужно убрать то, что мешает, — и тогда хватит и одного раза?

И не всегда нужно самому всё решать. Казалось бы, хорошее дело — посетить святое место или поехать поклониться святыне. Всё равно нужно спрашивать, нужно брать благословение. И не потому, чтобы это подтвердило твоё намерение, а чтобы ты попытался выяснить, важно ли, нужно ли это для тебя? А может быть, кому-то нужно остаться в этот момент в своём приходском храме, чтобы привести его в порядок, подготовить для какого-нибудь праздника или события?

Важно, чтобы человек спрашивал, проявлял послушание. Его очень не хватает сейчас. Даже не то, что не хватает, — в некоторых устах оно становится чем-то оскорбительным. Мне, как священнику, порой очень сложно бывает человеку сказать: «А где же твоё послушание?» — потому что реакция будет такой, будто я оскорбил его этим словом. Поэтому и происходит в нашей жизни всевозможные неприятные моменты, что забыли послушание Богу, послушание Матери Церкви.

Протоиерей Владимир Шутов
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (386) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »