Выбрать страницу

О спасении в современном мире, скрытых духовниках и нехватке света

О спасении в современном мире, скрытых духовниках и нехватке света

Мы задали несколько вопросов о духовной жизни насельнику монастыря Ксенофонт иеромонаху Иосифу.

— Отец Иосиф, как современному человеку расставить приоритеты в духовной жизни, на что обращать внимание в первую очередь?

— Я думаю, что в первую очередь человеку, живущему в современном мире, нужно именно то лечение, которое предлагает Церковь для человека во все времена. Самая большая болезнь всего человеческого рода — это грех. Когда мы понимаем, что самое главное в нашей духовной жизни — это, как сказал преподобный Серафим Саровский, стяжание Духа Святого, тогда мы осознаём свою греховность, осознаём, что наш ум, всё наше сознание заражено грехом. И вот поэтому многие отцы нашей Церкви делают центром духовной борьбы именно очищение ума.

Когда человек начинает очищать свой ум, направлять его на доброе, как говорил блаженный старец Паисий, тогда в его уме не остаётся места для греха или для какого-то искушения. И когда человек совершает этот труд — а это, прежде всего, посильная молитва — тогда он показывает Богу своё желание встать на путь очищения.

И второе, что очень важно и необходимо — это таинства нашей Церкви, в первую очередь, покаяние, исповедь и Божественное Причастие. Но покаяние не как простое перечисление своих грехов, а такие отношения человека с духовником, когда человек в своих поступках руководствуется советом духовника, наставляется от него. Именно в этом смирении, доверии духовнику человек находит Бога.

Монах делает эту работу в своём монастыре, но то же самое можно назвать жизненной целью и человека, который состоит в браке.

— Что чаще всего мешает современному человеку быть с Богом, и как этому противостоять?

— Это наша воля. К сожалению, мы молимся «да будет воля Твоя», но поступаем по словам «да будет воля моя». Многие святые говорят, что мы делаем то, что мы хотим, а не то, чего хочет от нас Бог. Как вы знаете из Евангелия, когда один юноша спросил Христа: «Что мне мешает быть с Богом? Все заповеди я соблюдаю» — Христос ответил ему: «Оставь всё и следуй за Мной».

Мы, может быть, и ничего не имеем, но наше богатство — это наша воля. И когда мы отрекаемся от своей воли и делаем то, чего от нас Бог хочет, тогда мы и становимся по-настоящему свободными. Самая большая наша проблема — это наш эгоизм, и лечится он через смирение.

— Многие люди думают, что в наше время нет духовников, есть только приходские священники. Так ли это на самом деле?

— Всем, и монахам, и мирским священникам, не хватает опыта жизни со Христом. Был один старец в нашем монастыре. И мы его спросили: «Сколько ты лет уже в нашем монастыре?» — «Восемьдесят», — говорит. — «И ты совсем не устал от монашеской жизни!» — «Чада, тот мёд, который я ем здесь, вы все захотите поесть». И мы спросили его: «Что это за мёд такой, старец?» — Он говорит: «Это мои отношения со Христом и со святыми».

И когда эти отношения живы внутри нас, спрятать их невозможно, даже если мы захотим. Благодать, которую имели все святые, Христос открывает, Он её показывает. Святые закрывались в пещерах, но как они ни скрывались, их Господь открывал, и сегодня их вся Церковь прославляет. Но иногда бывает так, что у человека есть какая-то харизма, и он пытается её всем показать — это одно из проявлений нашей болезни, нашей испорченности грехом.

Преподобный Исаак Сирин говорил, что монах от всего должен себя отрезать, но быть абсолютно собранным внутри. Мы должны стяжать Свет, и этот Свет уже будет сиять всему миру. Вот этого не хватает сейчас.

Иеромонах Иосиф

— Как быть мирянину, если у него нет духовника, но он хочет жить по воле Божией? Где её искать?

— Тот, кто жаждет, обязательно найдёт источник, чтобы напиться. Не может быть такого, что он жаждет, он искал, и он не нашёл. Христос ему Сам покажет. Из Ветхого Завета мы знаем, что Господь и через Валаамову ослицу говорил народу. Так же Господь может говорить и через обычного священника. В глубине сердца человек может понять и то, что духовник может не сказать. Это та искорка, которая зажжётся в сердце, если человек сам ищет.

— Если человек стремится жить духовной жизнью, но некому им руководить, как определить ту грань в молитве, в аскезе, за которую заходить опасно?

— Поэтому я и сказал раньше, что даже молитва должна совершаться по руководству духовника, что есть война и с правой стороны, и чаще мы этого искушения не ждём. Когда-то у нас был такой старец — отец Хризостом, который пришёл на Святую Гору в двадцатилетнем возрасте вместе с другом, чтобы начать монашескую жизнь. Они пошли к одному старцу в отшельнические пещеры Святой Горы. И он им поставил правилом молиться час до богослужения, но они были ревностными, и из-за этого молились не час, а три часа.

Вдруг в какой-то вечер они не проснулись, и тогда сам диавол пришёл постучаться им в окно, чтобы они проснулись и начали молиться. Они очень сильно испугались, встали и друг друга спрашивали: «Ты видел то, что я видел? Что-то мы не так делаем». Сразу побежали исповедаться своему старцу, и старец понял, что они были на грани прелести. И он наложил на них огромную епитимью: чтобы они вообще не молились, помимо церковной молитвы, целый год.

Должна быть некая безопасность. Духовник, в первую очередь, знает наши возможности, наши силы.

— Но если спросить не у кого, как почувствовать, что приближаешься к той границе, за которую лучше не переходить?

— Это не тема каких-то границ, а тема послушания. Если мы пойдём к врачу, и он нам предпишет какое-то лечение, но мы возьмём не это лекарство, а другое, какое нам понравится, то мы не излечимся. И причина тут будет не в безграмотности врача.

— Отче, может, для Афона это вопрос неактуальный, но мы с такими ситуациями сталкиваемся каждый день: верующий человек в окружении неверующих. Как ему свидетельствовать о Христе, чтобы не оттолкнуть людей от Церкви, а, наоборот, привести?

— Святой Арсений говорил: «Если мой совет не может тебе помочь, то какое слово тебе может помочь?» Святые говорили не словами, а своей жизнью, своим примером. Это и нас, монахов, касается, и обычных мирян: все мы должны проповедовать не словом, а своим примером. И тогда случится так, как Христос говорит, — что город не может скрыться на горе. Если человек сам становится светом, то ему вообще не нужно, чтобы он что-то говорил. Но нам не хватает этого света.

Мы должны сами Христа просить в молитве, чтобы Он наши уста открыл, и чтобы Он нам дал слово, а иначе мы рискуем сделаться еретиками. Верующий человек должен интересоваться только вопросами веры, догматами. Догматы Церкви — это не что-то холодное, не то, что ушло в вечность, а это свет, это тепло — и это то, что нам открывается опытно.

Да, нужно и слово, но в первую очередь нужен пример, сама наша жизнь должна быть примером. В Ветхом Завете сказано, что лицо открывает то, что в сердце скрыто. То есть, если у нас в сердце будет радость, то и на лице радость будет. Не бывает по-другому. Мы видели радостные лица ваших священников, и мы не можем говорить, что у вас нет духовников. Они есть, просто эти люди могут быть скрытыми до времени.

Мы часто забываем тех людей, которые нас окружают, которые могут стать врачами для наших душ, а начинаем искать кого-то, кто где-то по горам шатается. Мы сами из мира, и в миру должны искать тех, кто может нам помочь, кто может понять нас. И если такой человек появляется, то через него прославляется имя Господне. Бывают простые врачи, бывают профессора, а бывают вообще самородки — но лечат все.

Беседовала Светлана Охрименко
Переводил с греческого свящ. Виктор Шинкарёв
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (140) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее