Всегда ли архимандрит — монах?
Изначально титул «архимандрит» носил начальник монастыря, общины монахов, что собственно и отражает этимология слова (ἄρχων — начальник, глава, μάνδρα — овчарня, загон). Термин возник в V в. в Антиохийском патриархате. Архимандритами называли тех игуменов (настоятелей монастырей, не обязательно в священном сане), которые были назначены епископами для надзора за всеми монастырями епархии. Архимандрит изначально был наблюдателем над монастырями, своего рода благочинный; должность, не предполагающая ношение священного сана, также как и должность игумена. «В V-VI вв. архимандритами, равно как и игуменами, могли быть не только пресвитеры, но также монашествующие диаконы и монахи, не имеющие священного сана»[1]. С осторожной оговоркой об том говорит и протоиерей Владислав Цыпин в своем учебнике «Каноническое право»: «Игумен в древности являлся непременно настоятелем монастыря, в некоторых случаях он мог даже и не иметь пресвитерского сана[2]». В канонических свидетельствах и постановлениях оговаривается тот факт, что игумен мог и не имеет сана священника.
1) В Деяниях Вселенских соборах изложено «Прошение от диакона и архимандрита Василия»[3]. Здесь должность и сан разделены.
2) 19 пр. VII. Вселенского Собора упоминает «игумена, не имеющего пресвитерского рукоположеня»[4]. Эта формулировка постановления натолкнула толкователя канонов преподобного Никодима Святогорца на уточнение: «игуменом монастыря может стать и непросвященный монах, однако рассудительный, благоразумный и достойный игуменства»[5].
3) Игумен не входил в клир монастыря (мог не иметь священного сана), согласно 80 пр. Карфагенског собора: «Постановлено и сие: если кто примет кого-либо из чужого монастыря и восхочет произвести его в клир или поставит игуменом своего монастыря, то епископ, так поступающий, да будет удален от общения с прочими, и да ограничится общением только со своею паствою, а тот да не останется ни клириком, ни игуменом»[6].
4) 6 пр. Св. Никифора Исповедника: «Игумен, имеющий пресвитерский сан, может поставлять в своем монастыре в чтецы и иподиаконы»[7].
В Константинопольской, Элладской, Антиохийской Церкви понятие «архимандрит» безотносителен к сану священника.
В Русской Церкви титул «архимандрит» появился в XII в. и прилагался к игумену (имеющему всегда монашеский постриг) важнейшего епархиального монастыря, впоследствии термин был перенесен и на настоятелей других значительных монастырей. Впоследствии, значение термина «архимандрит» изменилось: этим термином именовали не только начальников монастырей (вначале — значимых, а затем — остальных), но и остальных игуменов, повышая их в звании, за те или иные заслуги. Термин «архимандрит» указывал не на должностные обязанности, а на священный сан, титул. Право награждать игуменов саном архимандрита принадлежит в Русской Церкви — Святейшему патриарху.
Поэтому, если мы встречаем наименование «архимандрит» (возможно прилагаемое к сану диакона или пресвитера), необходимо уточнить: к какой юрисдикции он относится. В Константинопольской, Элладской, Антиохийской Церкви архимандрит не является монахом, и не связан с монашеским образом жизни, предполагающей соблюдением монашеских обетов, как мы привыкли это наблюдать в Русской Церкви.
Протоиерей Андрей Ухтомский
Источник: Православная Жизнь
1. Цыпин В., прот. Архимандрит // Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2000. С. 577.
2. Цыпин В., прот. Каноническое право. М., 2009. С. 308.
3. Свидетельство константинопольского клира, всенародно возвещенное всей Церкви, о том, что Несторий единомыслен с Павлом Самосатским, который за сто шестьдесят лет до Нестория, православными епископами предан анафеме. XXVI. Прошение от диакона и архимандрита Василия // Деяния Вселенских соборов. Т. 1. Казань, 1910. С. 204.
4. Правила православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа Далматино-Истрийского. Т. 1. СТСЛ. 1996. Сс. 631–632.
5. Никодим Святогорец, прп., Пидалион: Правила Православной Церкви с толкованиями: в 4 т.: пер. с греч. T. 2: Правила вселенских соборов. Екатеринбург 2019. С. 415.
6. Правила православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа Далматино-Истрийского. Т. 2. СТСЛ. 1996. С. 231.
7. Правила православной Церкви с толкованиями Никодима (Милаша), епископа Далматино-Истрийского. Т. 2. СТСЛ. 1996. С. 577.
Просмотрено (62) раз