Иоаким и Анна – пример надежды на Бога и твердой веры
Иоаким и Анна, родители Пресвятой Богородицы, до самой старости оставались бездетны.
Как в любой другой иудейской семье, бездетность считалась отстранением семьи из ряда прародителей Иисуса и Христа по каким-либо грехам. Совсем иначе распорядился Бог с семьей, в которой родилась Дева Мария. Пример этой семьи — утешение для бездетных и надежа на Бога.
По церковному преданию, святая Анна родилась в Вифлееме и вышла замуж за Иоакима из Назарета. Иоаким был богатый и набожный человек, регулярно жертвующий бедным. Предание гласит, что родители Пресвятой Богородицы, которые, по-видимому, сначала жили в Галилее, позже приехали поселиться в Иерусалиме.
После очередных насмешек Иоаким и Анна впали в уныние. Иоакиму запрещено было приносить жертву в храм из-за бездетности как свидетельстве отверженности Богом, из-за чего он удалился в пустыню, где находился в молитве на протяжении сорока дней. Анна также опечалилась еще больше после упреков со стороны своей служанки по имени Иудифь и молилась Богу о даровании ребенка, подобно Сарре, жене патриарха Авраама.
Явившийся Иоакиму Ангел в пустыне возвестил о рождении от него Божией Матери. Также Анна вскоре узнала об этом. По истечении сорока дней Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима и возрадовались о том, что их молитвы услышаны и у них будет младенец.
Древнее иудейское предание сохранило традицию о том, что ребенку, рожденному от пожилой матери, потерявшей надежду на потомство, уготованы великие дела. Параллели встречаются в Ветхом Завете в случае с Анной, матерью Самуила, и в Новом Завете в случае родителей святого Иоанна Крестителя.
Иоаким и Анна показали пример надежды на Бога и твердой веры, а также и терпения «поношение безчадства», как повествуется в кондаке празднику Рождества Божией Матери. Прп. Андрей, епископ Критский, в проповеди на Рождество Божией Матери так восхваляет веру Иоакима и Анны: они «…сетовали о том, что не имели преемника рода своего, тем не менее искра надежды еще не погасла в них совершенно: оба они воссылали молитву к Богу о даровании им чада для продолжения семени их, — оба подражая услышанной некогда молитве Анны (матери пророка Самуила)… И не оставляли они своих усилий, пока не получили желаемого».
Православная Церковь почитает праведных Иоакима и Анну на следующий день после праздника Рождества Божией Матери. Ежедневное поминовение праведных родителей, именуемых богоотцами, происходит на отпусте.
Православная Церковь молится Иоакиму и Анне о даровании детей таким родителям, которые с терпением перенесли насмешки за свою бездетность, как будто они были грешнее других людей, сохранили и донесли свою нереализованную родительскую любовь, воспитав Родительницу Жизни.
Протоиерей Андрей Ухтомский, преподаватель КДА
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (43) раз