Выбрать страницу

Сейчас модно быть злым

Сейчас модно быть злым

«Проклятье века – это спешка», – писал в 1960-х Евгений Евтушенко. В самом деле, у каждого времени есть своя определяющая проблема, свойственная, конечно, не только ему одному, но именно этому конкретному времени присущая как своя и главная.

У нашего времени такая проблема тоже есть, проклятие нашего века – это злость. Современный человек зол. Но злость его особая. Злых людей хватало во все времена. Однако также во все времена даже патологически злые люди знали, что их состояние, их отношение к жизни, неправильное. Они могли сколько угодно оправдывать себя перед обществом, перед другими людьми, перед самими собой. Они могли быть твёрдо уверены в своей правоте и справедливости собственной озлобленности. Тем не менее злость никогда не считалась нормой.

То ли дело сейчас. Злым нынче быть модно. Модно проявлять агрессию, модно ненавидеть, модно не прощать врагов, модно не проявлять милосердия. Современный человек более не терзается сомнениями и не мучится совестью. Он прав. Он всегда прав. Прав в глазах общества, прав в глазах окружающих, прав в глазах пользователей интернета. Наиболее уважаемый современным обществом человек – это активист. Оставим в стороне тот факт, что активная общественная позиция присуща в основном людям, не состоявшимся в семейном или профессиональном плане или же не состоявшимся как зрелая личность, совладавшая с детскими и подростковыми комплексами. Обратим внимание на то, насколько злыми и жестокими бывают люди, уверенные в своей правоте. Поищите таких в интернете – и вы найдёте столько контента, что не пересмотрите и за год. Найдёте юнцов, занимающихся расклейкой огромных наклеек на ветровые стёкла неправильно припаркованных автомобилей. Найдёте мужиков, считающих, что они вправе демонтировать незаконно установленные приспособления для блокировки парковочных мест, шлагбаумы и заборы. Найдёте скандалистов, блокирующих работу магазинов из-за непонравившегося рисунка на каком-нибудь товаре. Найдёте вершителей уличного правосудия, нападающих непременно толпой на одного за провинности, не стоящие выеденного яйца. А ещё под каждым подобным видео, под каждой новостью об очередной выходке какого-нибудь активиста, вы увидите десятки комментариев. Одобрительных, восторженных, поощряющих. Наше общество, сознательно или нет, поставило ненависть в ряд с нормальными человеческими чувствами. Вдруг оказалось, что недруга, оппонента, носителя противоположной точки зрения можно ненавидеть. Определённые группы людей решили, что они имеют право на насилие – и общество согласилось с ними. Сами того не поняв, мы очутились в мире, где правосудие перестало быть прерогативой уполномоченных органов, где право вершить правосудие присвоили себе группы агрессивно настроенных людей, для которых правда там, где сила. Как итог, общество полностью перестало реагировать на действия, считавшиеся верхом аморальности на протяжении веков в любом человеческом сообществе – от офицерства до уголовников. Уже не зазорно нападать толпой на одного, незазорно травить ближнего, незазорно бить лежачего. Перед лицом ненависти нет уже ни женщин, ни детей, ни стариков, нет ни слабых, ни больных, нет ни достойных уважения, ни вызывающих сочувствия. Уже и христиане становятся жертвами нападок, клеветы и насилия лишь по факту своей веры, причём далеко не только в мусульманских странах, наше государство, увы, не исключение.

Без сомнения, наше время может показаться страшным и метаморфозы ещё недавно привычного нам мира действительно способны ужаснуть. Но в действительности Бог попустил нам жить во время, удобное для спасения как, наверное, никакое другое. Не так давно слова Христа о мире, лежащем во зле, вызывали немало вопросов. Где кончается мир как Божие творение, как Божий дар человеку, как объект любви Бога, ради спасения которого Он «отдал Сына Своего Единородного» (Ин. 3:16), и начинается мир, который «во зле лежит» (1 Ин. 5:19)? Что собой представляет дружба с миром, которая «есть вражда против Бога» (Иак. 4:4)? Как совместить христианскую любовь с призывом «не любите мира, ни того, что в мире» (1 Ин. 2:15)? Во всяком случае, я таких вопросов изрядно наслушался в молодые годы. Да и, что греха таить, сам задавался ими по юности не раз. Сейчас же, глядя на оскал «мира сего», на узаконенную ненависть, на насилие как норму, на злость, которой гордятся, и низость, которую при любом удобном случае выставляют напоказ, такого рода вопросы уже мало кто задаёт. В определённом смысле сегодня христианину достаточно просто не быть таким, как большинство. Не проявлять гнева, бороться со злостью в себе, не позволять себе ненавидеть никого. Даже если речь о явно порочных людях, очевидных врагах Церкви и прожжённых циниках, утративших за ощущение вседозволенности всё человеческое. Ещё не так давно заповедь Христа о прощении обид и любви к врагам казалась трудновыполнимой, а сегодня, при взгляде на потоки ненависти, изливаемые на любое инакомыслие, на безграничную злость по отношению ко всем, кто по какой-то причине записан в недруги, милосердие, прощение и евангельское отношение к врагам видятся уже не заоблачными высотами духовности, а жизненной необходимостью, единственным средством от ожесточения, распространяющегося по миру с неизбежностью эпидемии. Мы, вне всякого сомнения, живём в перевёрнутом мире. Но именно извращённость мира делает его предельно понятным для любого внимательного христианина, и тем, кто стремится жить по Евангелию, ориентироваться в современной жизни совсем не сложно.

Главное только, чтобы не слабела вера, не угасала любовь и не оставляло мужество. Нет ни малейшего сомнения в том, что столь непростое время попущено нам Богом вследствие нашей духовной лени и всеобщего расслабления. Но также не подлежит сомнению и то, что попущено оно для нашего спасения. И спасение это совершается в верности Христу, жизни по Евангелию несмотря ни на что, в смелости и самоотверженности. А потому не следует бояться. Мужественно примем вызов времени и не будем мешать Богу нас спасать!

Протоиерей Владимир Пучков
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (82) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »