Выбрать страницу

«Открой окно, умойся, выйди из дома!» Что делать, если человек разбит духовно

«Открой окно, умойся, выйди из дома!» Что делать, если человек разбит духовно

Сегодня, если человек испытывает духовную жажду, это добрый знак. Потому что часто бывает и по-другому: человек голодает, жаждет, но не чувствует этого. Развивается так называемая духовная анорексия.

Знаете, есть такая болезнь — анорексия? Я бы тоже был не прочь ею поболеть, но не удается… Если бы у нас, полных людей, она появилась, мы бы превратились в аскетов. Но — никак. Честно говоря, я завидую худощавым людям, говорю им: «Попроси Господа, чтобы Он дал тебе немного моего аппетита, а мне, наоборот, — твое равнодушие к еде. Так мы достигнем баланса!» Но на самом деле ничего страшного здесь, конечно, нет. Останемся полными – тогда никто не будет считать нас постниками и подвижниками. Лучше уж ловить на себе косые взгляды: «Разве может такой толстяк быть святым?» (смех в зале). Не бывает толстых святых, не бывает! Так что, можно сказать, нас бракуют с первого взгляда.

Потеря духовного аппетита — современное явление, затрагивающее, в первую очередь, молодежь, которая ничего не хочет. Такой человек не чувствует ни голода, ни жажды — у него никаких желаний, никаких интересов. Эта духовная анорексия — страшная болезнь человеческой души. Мы встречаем людей, молодых телом, но совершенно разбитых духовно, и никто не знает, что тут можно сделать. Большой вопрос, как поступить, когда душа другого человека мертва. Он ничего не хочет, ему ничего не интересно — ни Бог, ни собственная жизнь, ни смерть, ни настоящее, ни будущее — ничего. Ему всё абсолютно безразлично. Даже собственное «я».

Когда вокруг беспорядок

Видишь какого-нибудь паренька — волосы растрепаны, торчат в разные стороны — говоришь ему:

— Сынок, ну причешись ты! Неужели самому не противно?

Как-то я подошел к такому юноше — парень был отличным строителем, мастерил что-то в храме. У него была такая модная прическа, когда волосы делятся на пряди и затем сваливаются. Как это называется? Дреды? В общем, неважно. И вот я спросил его:

— Сынок, тебе самому не тяжело так ходить?

А он ответил:

— Отче, вы говорите о том, что у меня на голове или в голове?

— Сейчас — о том, что на голове.

— Хорошо. Скажите, что мне делать, и я сделаю.

— Пойди, постригись, — сказал я. — Невозможно смотреть на тебя в таком виде.

Он пошел и постригся, а затем пришел ко мне и сказал:

— Все, ничего нет.

— Хорошо, если только снаружи ничего нет, — ответил я. — Потому что, если и внутри ничего не будет, это уже проблема.

Проблема всегда внутри. Как-то я спросил одного человека, который пытался себя убить:

— Неужели тебе не было больно?

— Отче, — ответил он, — боль внутри меня была такой сильной, что я ничего не ощущал, ничего не чувствовал.

Проблемы — не снаружи, они внутри. Поэтому когда мы пытаемся решить их внешними способами, то часто ошибаемся. Разумеется, для нас, людей, значение имеет все — и внешнее, и внутреннее. Иногда и внутреннее можно исправить, начав с внешнего. Бывает, случается что-то вроде помрачения ума: человек ложится на диван и не хочет ничего делать. У нас был один студент — он регулярно приезжал на Афон и при этом периодически погружался в такое состояние: не было сил даже газовый рожок погасить, так он у него и горел, пока газ не заканчивался. Я говорил ему:

— Почему ты не встанешь, чтобы погасить лампу? Ведь ты дышишь газом!

— Не хочу.

Будильник у него звонил бесконечно. Я сказал ему:

— Кинь в него ботинком хотя бы, чтобы он замолчал! Сколько можно дребезжать?

Но он не мог встать и остановить будильник, настолько трудно давалось ему любое действие. Наконец он попал к старцу Паисию, который, услышав о его самочувствии, сказал ему:

— Да, внутри тебе тяжело. Но попробуй начать с внешнего! Приберись в комнате, открой окно, заправь кровать, пойди в ванную — умойся, причешись, постирай одежду, выйди из дома! Тебе будет еще хуже, если продолжишь сидеть дома в таком жалком состоянии. А когда вокруг тебя будет порядок, это подействует и на внутреннее самочувствие.

Трудиться над душой необходимо

Человек не состоит из одной души. Он — «смесь» из души, тела, ума и сердца, и потому подвержен сильному влиянию окружающей среды. Это можно ощутить, например, когда переступаешь порог храма: атмосфера вокруг чувствуется мгновенно, и неважно, хочешь ты этого или нет. Иконы, фрески, лампады, свет из окон, запах — ты чувствуешь, как благостно становится на сердце. Или когда оказываешься в доме, где чисто, красиво и уютно, — тоже сразу становится хорошо.

Но если там, где ты находишься, тебе тяжело; если хочется при первой же возможности покинуть это место — в таком случае и при хорошем здоровье можно разболеться. Конечно, я не говорю сейчас о тех, кто подвигом юродства, игнорируя любой материальный комфорт, еще при жизни достиг святости: эти праведники знали, что делали. Чтобы отыскать, например, старца Харлампия в его келье, нужно было зажечь свечу с молитвой мученику Фанурию: иначе его было просто не видно среди кучи хлама, намеренно собранного отовсюду. Или старец Иродион — этот блаженный тащил к себе весь мусор, попадавшийся на пути: пакеты, железки, тряпки, очистки, все, что только можно себе представить, и забивал этим свою келью. Зачем? Вы мне скажите, зачем!

Когда я отправился к нему в первый раз, меня предупредили: он — юродивый, может встретить гостя недружелюбно. Так что подходил я к его келье уже с опаской. И тут слышу — свист, и в меня врезается гнилой апельсин! Добро пожаловать, называется. Гнилой, вонючий апельсин. А затем показался и сам блаженный старец — на голове у него вместо скуфьи красовался чулок, свисавший набок. Такой была наша первая встреча. Избавившись от апельсина, я сел рядом, но старцу было абсолютно все равно, есть с ним рядом кто-то или нет. Я пытался задавать вопросы — ответы его были бессвязны, но среди околесицы неожиданно появлялась Божественная истина. Этот подвижник вел себя так потому, что абсолютно презирал все материальное, и такое поведение не мешало ему быть святым.

Однако если бы я попробовал подражать ему, то просто бы заболел. Обычному человеку такое не под силу — не наша это мера. Поэтому хорошо, когда у человека порядок и вокруг, и внутри него. Если же ограничиваться только внешней стороной — на которую, несомненно, нужно обращать внимание, — а внутреннее оставить как есть, не будет ни радости, ни удовлетворения. Трудиться над душой необходимо, иначе никогда не получишь то, что хочется. Когда же внутри — порядок, то ощущение такое, будто ты в раю.

Помню, какой была келья старца Паисия: бедная, даже убогая обстановка, и нельзя сказать, что там все сияло чистотой, но прибрано там было всегда, и приятный аромат. В углу была скамейка и доска — ее старец использовал при письме; еще была кровать, больше похожая на гроб — старец специально сам сделал себе такую, и вместо матраса там лежали седла, какими навьючивают афонских мулов; стены, черные от сажи — в келье постоянно горели свечи и топилась печь, так как у старца было только одно легкое и суровой афонской зимой ему было трудно дышать; старые иконы, почти потерявшие цвет… Но, думаю, вряд ли можно отыскать дворец, который выдержал бы сравнение с этой убогой кельей.

Я бывал в богатых, роскошных дворцах, когда приезжал в Россию. Одни покои русской императрицы чего стоят! Множество комнат, изысканная обстановка, роскошь и великолепие — но представьте себе, что чувствовала царская семья, когда после революции их заперли посреди этого богатства! Когда сидишь в заточении, а потом тебя еще и убивают, никакая роскошь не утешит и не спасет. А келья старца, бедная и убогая, была настоящим дворцом для тех, кто там оказывался. Как и вифлеемская пещера, где, среди сена и скота, родился Царь царей, Владыка всей твари, Спаситель мира.

Митрополит Афанасий Лимассольский
Перевод Елизаветы Терентьевой
Источник: dveri.bg

Просмотрено (116) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

16 февраля - Равноап. Николая, архиеп. Японского

Архиепископ Николай Японский - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии. По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет святитель Николай изучал язык, культуру и быт страны. Первым, кого он обратил в Православие был японский жрец, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее