Крест и мир
Сегодня, славя Крест Господень, мы вновь и вновь обращаемся к тайне Креста. Она действительно непонятна – непонятна в первую очередь миру современному.
Всё человечество движется, и движение это называется прогрессом. И движение это направлено на то, чтобы человеку стало жить легче и лучше. Человечество стремится безудержно к комфорту, к улучшению своей жизни земной, и, казалось бы, это прекрасное начинание и люди должны становиться всё лучше и лучше, добрее, щедрее, – но происходит совершенно противоположное: люди становятся злее, и страшные преступления творятся человеком, такие, которые, может быть, и не снились еще несколько десятилетий назад. Беззакония усиливаются, и стремление к комфорту не приводит к умножению любви между людьми.
Но еще нечто страшное происходит. Люди начинают отказываться от Креста. Люди хотят уйти от него, он страшен для них, непонятен им, они испытывают суеверный страх и ненависть к нему, и народы, которые веками исповедовали Христа, распятого на Кресте, говорят: «Давайте уберем Крест, он пугает некоторых, он не нужен, он оскорбляет…» Это свидетельство того, что мы забываем, Кто Такой Спаситель – Господь наш Иисус Христос, зачем Он пришел в этот мир и как Он нас спас. Спас нас, быв распят на Кресте.
Те, кто стремится убрать Крест Господень из своей жизни, этим подпадают под власть диавола
Крест – это самое главное оружие против диавола, которого он боится, и те, кто хочет убрать упоминание о Кресте Господнем из своей жизни, тем самым подпадают под власть диавола, часто сами этого не понимая. Крест – это самое сильное оружие, но это и символ примирения Бога с человеком. Через крест Христос спас человечество от работы диаволу.
Но люди не хотят об этом слышать.
И даже мы, христиане, пытаясь говорить с этим миром и быть понятыми им, часто начинаем заигрывать с миром и тоже отодвигаем Крест Христов. Нам кажется, что если мы будем говорить без упоминания о страданиях Спасителя, без упоминания о том, что само по себе спасение – это тяжелый труд, подвиг, что Крест Христов – это не наслаждение этим миром, но борьба, труд, то мир нас якобы услышит. И вот всё меньше мы об этом говорим, стараемся показать этому миру, какие мы хорошие и как легко с нами общаться, что мы такие же, как все. И часто, поступая по законам этого мира, мы теряем соль, и вера не возрастает через нашу проповедь, а ослабевает.
Очень важно не потерять эту соль, очень важно не забывать, что Крест Господень – это «хранитель всея вселенныя; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – красота Церкви», – как мы сегодня поем. Крестом Господь примирил человеческий род с Богом, и это примирение стало залогом спасения для нас, христиан. Поэтому мы никогда не должны забывать о значении Креста Господня. И должны помнить, что не в величии нашей временной жизни мы можем познать его, а в смирении, в любви, в подвиге и молитве.
Сегодняшний праздник нам напоминает и об этом. Когда царь Ираклий освободил Крест, плененный персами, и вернул его в Иерусалим, он шествовал в царской одежде, гордо держа его. И вдруг в какой-то момент он не смог двигаться дальше, и тогда патриарх сказал ему, что Тот, Кто нес этот Крест, шел не в такой богатой одежде, шел не в таком царском величии. И Ираклий оделся в очень бедную одежду и босым понес Крест дальше.
Так Господь научает нас истинному смирению и показывает, кто такие настоящие христиане. Настоящие христиане – это не те, кто обязательно должен в этом мире всех подчинить и победить, превзойти, блистать всячески, иметь огромную популярность. Настоящие христиане – это те, кто действительно похож на учеников Христовых, на учеников Богочеловека, Который в этом мире выглядел очень просто, жил очень скромно, ничего не имел, и ученики Его были тоже людьми незнатными, неизвестными; но мир не познал Бога в премудрости, и тогда он познал Его в юродстве проповеди, через распятие Христово. Никогда нельзя об этом забывать.
Крест Христов – это красота Церкви. Не будем лишать себя сами этой красоты, не будем лишать себя надежды единения со Христом и спасения в Царствии Небесном. Аминь.
Иеромонах Игнатий (Шестаков)
Проповедь в праздник Воздвижения Креста Господня
Источник: Московский Сретенский монастырь
Просмотрено (157) раз