Выбрать страницу

Быть несчастным — это грех?

Быть несчастным — это грех?

Обязательно ли православному человеку быть счастливым? А что, если не получается? От чего проистекает счастье? Можно ли его достичь сознательно? Есть ли люди, которые не умеют быть счастливыми? На наши вопросы ответил протоиерей Владимир Шутов.

Счастье у всех разное. Скорее всего, ответ на наш вопрос лежит в иной плоскости. Всё зависит от того, отвечает ли человек на своих жизненных путях на призыв Господа Бога. Он бывает несчастен, когда отвергает протянутую ему, как утопающему апостолу Петру, руку. Он не хочет слышать тот стук, о котором Господь говорит: «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Большинство современных людей прекрасно знает, что Бог есть, но как в притче о званных на брачный пир, у них всегда есть что-то более важное.

Есть физические параметры света: скорость, спектральный состав и так далее. А есть ли физические параметры у тьмы? Та же скорость, например? — Нет! Тьма — это отсутствие света. Так и несчастье — это отсутствие счастья. Несчастья как такового нет. Просто человек уклоняется от своих прямых обязанностей, которые он должен исполнять в мире: любви, сострадания, терпения, милосердия — и от этого становится несчастным.

В житиях святых много примеров того, как житейские блага не дают их обладателям радости. Классический случай — жизнь святой великомученицы Екатерины. Какой мы её видим? Перед нами предстаёт красивая, образованная, успешная, богатая и знатная девушка. Казалось бы, это предел счастья, но она его не испытывает, ей чего-то не хватает. Как относится Господь ко всему, что она имеет? К тому, к чему стремится подавляющее число жителей планеты (а они хотят быть такими: богатыми, красивыми, сильными, знатными)? Он не хочет на неё смотреть, отворачивает Свой взор. Из этого понятно отношение Господа ко всему, что многие считают счастьем.

Есть несколько видов счастья: те, которые дают человеку деньги, власть, красота (или физическая сила) и творчество. Проблема в том, что есть много людей, которые обладают этими якобы источниками счастья, но среди них счастливых практически нет.

Я часто задаю людям вопрос: «Вы счастливы?» Очень печально, что подавляющее большинство — примерно девять из десяти — говорят «нет!» — в той или иной форме. Кто-то открыто говорит, что несчастлив. Кто-то — «Какое счастье, вон платёжки за коммунальные услуги какие!» То есть у них счастье зависит от платёжек за коммунальные услуги. А у кого-то любимая футбольная команда проиграла — и он тоже несчастлив.

Грех заключается не в том, что человек несчастен, а в том, что он не хочет быть счастливым.

Почему Церковь так категорично относится к самоубийцам? Люди по своей воле отвергают помощь и милосердие Божие, и этот путь приводит их к самоубийству. Человек обязан быть счастливым. Ведь самое распространённое слово Нового Завета — это «радуйся»! Господь создал нас, чтобы мы радовались, веселились, наследовали землю. Он создал прекраснейшие условия для нашего существования. Быть несчастным при таком Его отношении к нам — это нужно ещё умудриться!

Так что человеку воцерковлённому нужно задуматься об этом. А невоцерковлённому, который даже не знает, что такое грех, очень тяжело, потому что даже психолог ему не поможет. В чём-то можно сдвинуться с мёртвой точки, что-то о себе понять, но, как правило, этого мало. Всеобъемлющее счастье описано в конце последней книги Экклесиаста, который много чего видел в своей жизни: «Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека» (Еккл. 12:13).

Счастье заключается в наших правильных взаимоотношениях с Богом. Он нас безгранично любит, Его любовь описать невозможно. Как Псалмопевец говорит: мать так не любит своего ребёнка. И, конечно, отвергнув эту любовь, можно стать несчастными. Грустно, что ведь это не Он отворачивается от нас, а мы от Него. Это как человек, который стоит в тени и говорит: «Мне холодно!» Ему отвечают: «Сделай два шага, выйди из тени. Стань под солнце!» А он в ответ: «Я не хочу!»

Несчастье делает человека ленивым. Для православного человека это грех: он должен быть счастливым, деятельным, живым. Как же иначе? Вот представьте: приходит апостол Павел в ареопаг — несчастный, ободранный, стоит в уголочке. Кто бы на него посмотрел, кто бы слушал? Он ярким пришёл. Пришёл, чтобы воззвать: «Христос воскрес!» Его не поняли, но услышали. И да, он был счастливым человеком. Говорил: «Для меня жизнь — Христос, а смерть — приобретение» (Фил. 1:21), «но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Фил. 3:7).

А новомученики, которые шли на смерть ради Христа? Разве они были несчастными? Если христианин несчастлив — значит, с ним что-то не так. Мрачный христианин — это что-то не из нашей области, не из православной. Он радостным должен быть! Он же свет миру.

Есть ли люди, неспособные быть счастливыми? — думаю, нет. Я встречал тех, о которых можно так подумать. Но там очень много всего глубоко скрытого: нелюбимые живут с нелюбимыми уже несколько поколений. Там нет любви родителей. А когда нет любви в семье с детства, то потом случаются несчастливые браки, несложившаяся жизнь, и так далее. Но всё равно: Богом заложено, чтобы мы были счастливы. Просто нужно душу почистить — и она засияет.

От чего зависит счастье? Трудно сказать. Жизнь и литература дают множество примеров, когда оно не зависит от тех условий, которые все назвали бы необходимыми. Например, Дейл Карнеги рассказывал случай, когда он увидел нищего, который был так счастлив, что запомнился ему на всю жизнь. Или Ник Вуйчич: у человека нет рук и ног, но тысячи людей приходят на его лекции, чтобы научиться быть счастливыми.

Я думаю, если человек несчастен, ему нужно что-то делать. Идти в направлении света, тепла. Нужно вылезти из холодильника. Отправляться к тем людям, которые могут согреть, искать во всём положительное. Мне кажется, способность быть счастливым не может быть утеряна окончательно.

Конечно, бывает, что ощущение несчастья происходит от болезни, депрессии. Но часто всё проще: человек смотрит на жизнь и видит то, чего у него нет — вместо того, чтобы видеть то, что есть. А как часто люди несчастливы из-за проблем, которые ещё не случились? Их нет, они только могут быть — но человек уже погряз в них. У детей и того пуще: страдания из-за отсутствия каких-то вещей. Не такой телефон — и он несчастлив. А то, что он сыт, обут и одет — не замечает.

Я прожил на свете много лет, и ни разу не испытывал голода из-за того, что мне нечего есть. Ни разу не ночевал на улице из-за того, что нет жилья. А ведь сколько людей в мире не могут воды напиться вдоволь или переночевать в своей собственной квартире! Есть семья, дом, работа — это же счастье. А если страдать о том, что не родился шейхом — то, конечно, можно и в депрессию впасть.

Так что мой рецепт достижения счастья такой: стараться видеть свою жизнь во всей её полноте и красоте и благодарить за это. И не прогоняйте из неё Господа. А то прогонят, а потом говорят: мы несчастливы.

Протоиерей Владимир Шутов
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (87) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Неделя о Страшном Суде

Третья подготовительная неделя к Великому посту
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

27 февраля -  Равноап. Кирилла, учителя Словенского

Святой равноапостольный Кирилл (в миру Константин по прозвищу Философ) — византийский миссионер. Вместе со своим старшим братом Мефодием они по откровению Божию создали славянскую азбуку и перевели на славянский язык Евангелие, Апостол, Псалтирь и многие Богослужебные книги. Для записи текстов на славянском языке Кирилл и Мефодий разработали специальную азбуку — глаголицу. Братья обучали славян чтению, письму, книжному делу и богослужению на славянском языке. Канонизированы и почитаются как святые и на Востоке, и на Западе. В славянском православии братья почитаются как святые равноапостольные «учители словенские»... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 февраля — Иверской иконы Божией Матери далее » Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

26 февраля — Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) далее »

27 февраля — Равноап. Кирилла, учителя Словенского далее

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »