Кто такой Ангел Хранитель и что нам дает обращенная к нему молитва?
Утренняя и вечерняя молитва православного христианина не обходится без обращения к Ангелу Хранителю. Существует несколько разных мнений о том, как сформировался наш современный молитвослов, но неизменным всегда остается тот факт, что и в утреннем, и в вечернем правиле, помимо многочисленных обращений к Богу и Богородице – обязательно содержится еще и молитва Ангелу Хранителю. Как видим, православная традиция утроила так, что даже молитва святому – удел личных пожеланий, тогда как Ангелу Хранителю Церковь нас призывает обращаться каждый день. Именно поэтому стоит уделить данной теме немного внимания.
Для начала давайте напомним себе, откуда мы вообще знаем, что у каждого из нас есть свой Ангел Хранитель. Волне естественно, что мысль об Ангеле Хранителе мы впитали во время нашего вхождения в Церковь и теперь воспринимаем как априорную. Если спросить себя: а есть ли в Священном Писании прямое указания на Ангелов Хранителей, то, наверное, большинство из нас слету о таковых не вспомнит. Что ж, если мы внимательно читаем Евангелие, то не можем не знать слов Христа, сказанных Им во время спора учеников о том, кто больше в Царстве Небесном: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что Ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего Небесного» (Мф. 18;10). До этого Спаситель поставил дитя в пример апостолам, но речь Его не только о детях.
Из слов Христа становится понятно, что у каждого из «малых» есть свой Ангел, а презрение к «малому» чревато, скажем так, конфликтом с этим Ангелом, который поторопиться заступиться за своего подопечного. Естественно, что никого в реальности сечь мечом или колоть копьем Ангел не станет, потому как заступничество его носит характер молитвенного ходатайства перед Богом, что намного важнее какой-либо иной защиты. Когда я разговариваю с людьми, желающими крестить своих детей, то я всегда спрашиваю о том, понимают ли они зачем это нужно, что дает человеку крещение? Один из самых распространенных вариантов ответа как раз и основан на мнении, что крещение для того и существует, чтоб у ребенка был Ангел Хранитель, что как бы уже само собой есть очень сильная зашита. Однако же мы все прекрасно понимаем, что священник – это не шаман и не колдун, который посредством определенных методик, манипуляций и заклинаний призовет с Неба Ангела и заставит его сторожить указанного человека. Ангел Хранитель – это, прежде всего молитвенник и наставник «видящий лице Отца». Мы вроде как и сами немного умеем молиться, возносим Богу и свои просьбы, и благодарственные молитвы, но только нам постоянно приходится преодолевать целый ворох собственных мыслей, мы постоянно отвлекаемся, улетаем, тогда как Ангел лишен всех этих последствий действия человеческого греха. Мне кажется, что именно в этом, так сказать, более всего проявляется сила его ходатайства, именно поэтому мы и утром, и вечером обращаемся к своему личному небесному заступнику.
Но давайте вернемся к словам Христа и посмотрим, с чего мы взяли, что можем себя считать теми самыми «малыми», а потому и приставленных к нам Ангелов личными заступниками. Святитель Иоанн Златоуст утверждает, что «малые» – это не те, кто на самом деле мал в прямом смысле, но те, кто беден и презираем в окружающем нас обществе, кого «малым» клеймит мнение большинства. К таковым, конечно же, можно отнести христиан. Даже просто статистика скажет нам об этом. Конкретные цифры я не стану здесь писать, так как их совсем не сложно найти в сети, отмечу лишь тот, факт, что количество православных, по отношению к общему числу населения планеты не превышает и двух процентов. При этом нужно помнить, что официальные данные не учитывают номинальных христиан, а если мы бы посчитали лишь тех, кто по воскресным и праздничным дням подходит к Чаше, то цифры окажутся намного плачевнее.
Если отвлечься от всей этой математики, то нельзя также не вспомнить, что христианство остается сегодня самой гонимой религией на земле, и речь здесь идет не только о традиционно мусульманских или индуистских территориях. Даже в нашем «просвещенном» и «цивилизованном» обществе христиан либо ненавидят, либо просто терпят, хотя, учитывая современные движения BLM и Antifa, а также законодательные инициативы в Китае, уже и терпеть получается все сложнее. Как тут не поверишь словам святого праведного Иоанна Кронштадтского, который напрямую сказал, что «малые» – это христиане. У него, конечно, не было интернета, и он не мог быстро найти современную статистику, но он свои мысли вывел из притчи Христа «О горчичном зерне», зерне, которое меньше всех зерен на земле. И вот мы снова слышим слова отца Иоанна об Ангелах. Он задается вопросом: если Христос называет Своих последователей, т.е. христиан, «братьями меньшими» (Мф. 25:40), то кто тогда является «братьями старшими»? Я думаю, что многие уже догадались, что «старшие братья» – это и есть Ангелы, «видящие лице Отца».
Наверное, каждый из нас, если и не имеет старшего брата в реальности, то во всяком случае может представить некий идеал старшего брата, когда людей связывают простые, но надежные отношения. Когда знаешь, что есть кто-то, кому всегда можно позвонить и немного пожаловаться на свои проблемы, и когда уверен, что брата всегда можно попросить о помощи, о защите, даже если встрял в передрягу по собственной вине. Если нас накрывают скорби, мы часто ищем чуда, хочется, чтоб скорее все разрешилось, и жизнь вернулась на круги своя. Но так не бывает, да и не стоит пытаться убежать от скорбей, ведь нам предстоим благодаря им войти в Царство Небесное. Тем более что Бог и так для нас сотворил уже множество чудес, начиная с Его Воплощения и Искупительного подвига и закачивая тем же «старшим братом» – Ангелом Хранителем. Поэтому, пожалуй, Ангела допустимо просить о всем том, чего так хочется и многим из нас, и многим далеким от Церкви людям: о работе, о помощи в бытовых делах, о здоровье; просить молить Бога за сына, за дочь, за нерадивых внуков или престарелых родителей и т. п. Я, возможно, немного формализую разговор о молитве, но мне этим хочется лишний раз подчеркнуть ту теплоту отношений, которая возможна между христианином и его небесным заступником. Ангел Хранитель сам знает, что из наших просьб донести Богу, но все равно нельзя от него что-то требовать. Степенная, сосредоточенная и кроткая молитва должна быть у нас, ведь «старший брат» может и разгневаться. На то он и «старший», чтоб выполнять также и наставнические функции. Ангел Хранитель, как и Господь, прежде всего, заботиться о спасении нашей души и будет, в меру своих возможностей, корректировать наш жизненный путь, а это может быть не всегда приятно.
Люди иногда ищут молитв на удачу, но таковых не существует, ни в отношении Бога, ни в отношении святых, ни в отношении Ангелов. Ничего в этом мире просто так не бывает, и ничего случайно не происходит, а потому все то, что нам может показаться удачей – результат промысла Божия и заботы о нас святых и Ангелов. Таким образом, в нашей жизни действуют обладающие умом личности, а там где действует личность, не может быть удачи, но сознательное направление воли.
Давайте еще немного поговорим о некоторых патологических проявлениях в отношении молитвы. Кому-то нужна некая сильная молитва Ангелу Хранителю, кто-то пытается найти молитву на все случаи жизни. Но здесь нужно понимать, что сила молитвы зависит не от словесной формулировки, а от чистоты сердца, от личного усердия, от навыка концентрировать свое внимание и не рассеивать ум на посторонние мысли. Не бывает также и универсальных молитв, точнее самой универсальной молитвой может быть краткая Иисусова молитва, но до ее непрестанного чтения еще нужно дорасти. Мы все живые люди, живущие в различных обстоятельствах, а потому, повторюсь, Ангела Хранителя можно просить о текущих нуждах, но и понимать, что миллион долларов, вилла на берегу океана или красный Феррари текущими нуждами быть никак не могут.
Шутки шутками, но не забывать, что для нас быть подопечными у Ангелов – это великая честь, ведь, как пишет Амвросий Медиоланский, Господь Своих Ангелов посылает охранять тех, кому даровано право наследия вечных благ в будущей жизни. Подобную мысль выражает и преподобный Анастасий Синаит, когда утверждает, что Ангелы заботятся о тех, кто посредством крещения возносится на высоту добродетельного служения. В приведенных словах мы видим также и великую ответственность быть христианами. Видите, как преподобный Анастасий даже и не сомневается, что если кто уже и принял крещение, стал членом Церкви, так уже не может не быть добродетельным. А мы что? Это нас снова возвращает к рассуждениям о молитве: не бывает здесь однобокого действия. Если мы о чем-то просим, хоть Бога, хоть Ангела Хранителя, то необходимо выполнять должное и со своей стороны.
Отсюда становится понятно, что наша молитва Ангелу Хранителю на каждый день должна содержать просьбы об избавлении от греха и пороков, о помощи в духовном возрастании, в укреплении веры. Все это есть в тех вечерних и утренних правилах, содержащихся в наших молитвословах. Если кому церковнославянский текст не до конца понятен, то я всегда советую обращаться к варианту на русском языке или просто к словарю. Главное помнить, что бездумно, как мантру, молитвы читать недопустимо.
Помимо повседневных молитвословий, нашего небесного заступника стоит отдельно почтить за его заботу, кончено, не в день Ангела Хранителя, ведь мы традиционно так именуют день памяти святого, имя которого мы носим, но, например, в день рождения или в день Собора Всех Небесных Сил Бесплотных, празднуемый 21 ноября. Конечно, не стоит также забывать, что и благодарственная молитва Господу не только имеет благодатное влияние на душу человека, но и порадует нашего Ангела Хранителя, все свои заботы отдающего на служение нашему спасению.
Протоиерей Владимир Долгих
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (313) раз