Выбрать страницу

Почему православные богослужения такие разные

Почему православные богослужения такие разные

Богослужение – это сердцевина жизни Церкви. Вся жизнь православного христианина проникнута им – домашним ли, общественным. Без служения Богу не было бы Церкви. Но, к сожалению, очень мало людей понимает православное богослужение.

Три, а то и четыре часа стоять на службе, не понимая ее, очень трудно. Многие отцы советуют в таких случаях молиться про себя, творить внутреннюю молитву, но это трудно и, в общем-то, странно: молитва в храме – это молитва, прежде всего, общественная, требующая участия всей общины. Весь строй, весь порядок службы нацелен на то, чтобы человек участвовал в общей молитве.

Полноценному участию в богослужении мешает, во-первых, непонимание богослужебных текстов, ведь для этого нужно обладать хотя бы базовыми богословскими знаниями (про богослужебный язык вообще отдельный разговор), во-вторых – незнание, как именно строится православная служба, почему в один день у нее один порядок, во второй – другой. Первый аспект мы затрагивать не будем, разберем второй.

Если человек ходит на богослужение только утром, то вскоре он будет знать его наизусть. Общий порядок Литургии практически один и тот же и в обычный будний день, и в праздник. Сюрпризы будут ждать на вечернем богослужении. Глянув на приходское расписание, человек увидит, что их несколько видов, и все они обозначены малопонятными терминами – «славословное», «полиелейное», и т.д. Как во всем этом разобраться?

Думаю, вы все знаете, что каждый день православного календаря посвящен памяти какого-нибудь святого или праздника. Для каждого святого или праздника установлен свой ранг богослужебного почитания, и это естественно, ведь «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). Всего таких рангов в нашем богослужении пять. Они носят название «знаки Типикона». Типикон – это богослужебная книга, рассказывающая, как служить в тот или иной день, и напротив каждого дня в году в ней расставлены специальные знаки. Именно они и указывают, какого ранга сегодняшняя служба.

Первый ранг – простая служба, или служба без знака. Таких служб в нашем календаре подавляющее большинство. Она самая короткая по длительности, читают на ней гораздо больше, чем поют. Собственно, празднуемому святому на такой службе молитвословий мало, гораздо больше их обращено к Богу, Богородице и недельному святому. Каждый день недели имеет свою тематику: понедельник посвящен ангелам, вторник – святому Иоанну Предтече, среда и пятница – Кресту Господню, четверг – апостолам и святителю Николаю, суббота – всем святым и всем усопшим. Чем проще служба, тем больше молитв недельным святым, чем торжественней – тем больше празднуемому святому. Богослужения четвертого и пятого ранга вообще отменяют молитвы недельным святым.

Второй ранг – шестеричная служба, или служба на шесть. По форме она мало отличается от простой, но в ней гораздо больше молитвословий, посвященных святому дня, причем в каждом богослужебном фрагменте их шесть, от чего она и получила название.

Третий ранг – служба со славословием, или славословная служба. По строю она почти простая, но здесь уже гораздо больше песнопений, посвященных празднуемому в этот день святому или празднику, и почти нет песнопений недельным святым. Интересная особенность этой службы – праздничное окончание: торжественно поется завершающий богослужение гимн –

«Великое славословие» (на службе без знака и шестеричной этот текст читается). Именно поэтому эту службу так и назвали.

Четвертый ранг – служба с полиелеем, или полиелейная служба. Это уже полноценная праздничная служба. Пения гораздо больше, чем чтения. В середине службы поется полиелей – особое песнопение, состоящее из избранных стихов 134-го и 135-го псалма, прославляющее милость Господню (отсюда и название: по греческие «полиелей» – много милости). На этом богослужении, в отличие от всех предыдущих, читается Евангелие, подобранное специально к празднику или памяти святого, а также совершается елеопомазание: все верующие прикладываются к праздничной иконе, и священник помазывает их освященным маслом. Нужно отметить, что большинству почитаемых святых положен именно этот ранг, пятого ранга удостаиваются совсем немногие.

Пятый ранг – это всенощное бдение. Раньше это богослужение совершалось всю ночь, что и дало ему название. По своему порядку оно очень похоже на полиелейное, но отличается от него большей торжественностью. Например, во время всенощного бдения торжественно поется псалом в начале и совершается полное каждение храма, в середине службы освящается хлеб, пшеница, вино и елей, которые после елеопомазания раздаются верующим. Как ни странно, большинство прихожан знакомо только с этой службой. Именно она совершается вечером по субботам, а также накануне великих праздников и памяти великих святых.

Мы наметили общие принципы построения служб. В следующих статьях будем более подробно разбирать каждую из них, но уже этой информации достаточно, чтобы иметь представление, что нас ждет на той или иной вечерней службе.

Александр Адоменас
Источник: Православная Жизнь

Просмотрено (97) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

1 комментарий

  1. Вера

    Спасибо за такие нужные статьи! Спасибо, что умеете объяснить доступным языком некоторые сложности в особенностях церковной службы. Теперь я более осознанно буду в них участвовать. Божия благословения вам за ваши труды.

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »