Кому легче спастись — мужчине или женщине
Кому легче спасаться: мужчине или женщине? Встречал мнение, дескать, женщине спастись сложнее. Аргументы приводят разнообразные: сотворение после Адама, подчиненное положение и попечение о земном — забота о семье и доме. Будто бы по этим причинам женщине труднее преодолевать свою ветхость и двигаться к Христу, нежели мужчине.
В Ветхом Завете говорится, что Ева — плоть от плоти Адама, кость от кости его (Быт. 2:22–23). Женщина, подобно мужчине, создана по воле Божией (Быт. 2:18). Более того, она названа не служанкой Адама, а его помощницей. Это еще раз подчеркивает, что природа женщины и мужчины одна и та же.
Упоминающие о ежедневных обязанностях женщины почему-то забывают, что мужчина тоже должен постоянно заботиться о семье. Апостол Павел говорит: человек, не имеющий спутника жизни, призван угождать Господу, а имеющий — заботиться об угождении мужу или жене (ср. 1 Кор. 7:32–34). То есть и мужчина, и женщина, если выбирают путь семейной жизни, должны печься о близких, в частности, выполнять домашние обязанности. В равной степени мужчины и женщины могут не вступать в брак, посвятить жизнь Богу.
Блаженный Иероним Стридонский, развивая эту мысль, говорит о том, что внешние отличия не ограничивают возможности человека быть христианином и того, «что подобает ему как христианину». К внешним отличиям можно отнести социальное положение, возраст, национальность, наличие или отсутствие семьи, уровень достатка, здоровья, физические данные и прочее. Пол — в том числе, поскольку мужское и женское начала — это не две разных, а одна и та же человеческая природа, с одними и теми же основными характеристиками.
Святой замечает, что люди, обретшие Христа и освятившиеся благодатью Святого Духа, становятся одним огненным светом. Тогда уже невозможно отличить, кто есть золото, а кто — серебро. «Всякое различие рода и состояния тел исчезает под таким одеянием», — говорит блаженный Иероним.
Все святые отцы говорят о единстве. Нет такого, что мужчины — одной природы, а женщины — другой. Если бы отличия были кардинальными, то воплотившийся Иисус Христос спас бы мужчин и не спас бы женщин. Но человеческая природа одна, и во Христе, как пишет апостол Павел, нет ни мужского пола, ни женского (Гал. 3:27–28). Земное различие полов — это способы существования одной человеческой природы. Потому ничто не мешает женщинам идти к спасению и достигать святости. Святыми становятся как мужчины, так и женщины. Вспомним, что первая Ходатаица перед Господом за мир, Превысшая всех святых — это Матерь Божия.
Блаженный Иероним вновь и вновь утверждает: «Никаких преимуществ в спасении нет ни у мужчины, ни у женщины. Каждый из них может совершенно самостоятельно идти к вере». Наиважнейшей характеристикой любого человека святой называет крепость веры. «Мужчины и женщины, — продолжает святой Иероним, — различаются крепостью и слабостью тела, но вера определяется настроением сердца, и бывает часто, что и жена спасает мужа, и муж предшествует жене в вере».
Порой говорят, что женская природа более склонна к земным делам, обустройству быта, уюта, что женщина все дела переделает, всех накормит, все уберет, сказку детям почитает, какая уж там молитва и другие проявления духовности! До подушки бы добраться. Ну так и о мужчине можно сказать, что он склонен футбол смотреть, в интернете сидеть, целый день на работе пропадать. Это другие вещи, но тоже земного характера.
Однако, зайдя в церковь, мы увидим, что там больше женщин, а не мужчин. Считается, что зачастую женщины в церкви ищут утешения в своих жизненных невзгодах. На первых порах, возможно, и так. А мужчины не ищут там утешения, и это плохо.
Перед каждым христианином стоит грандиозная жизненная цель: достичь богоподобия. Иисус Христос — есть Образец, которому каждый человек должен стремиться соответствовать. Он показал нам идеал жизни, а человек призван к его реализации. Насколько человек соответствует Христу? Зависит от нашего исполнения. К примеру, есть чертеж, а есть изделие. Изделие может соответствовать чертежу на 100 процентов, на 90, на 50 или на 10 процентов.
Ни один человек сам по себе не самодостаточен. Полноценная жизнь каждого из нас заключена в единстве с Богом. Если этого нет, люди начинают ощущать неудовлетворенность и внутреннюю пустоту.
К сожалению, человек не использует возможность общаться с Богом, которая ему дана от рождения до последнего вздоха. Это примерно так же, как купить автомобиль, поставить его во дворе и не заправить топливом. Много от него будет пользы? Это не веранда, где можно посидеть вечером за чашкой чая, и не сарай, в котором можно складировать вещи. Для того чтобы достичь цели покупки, куда-то на нем поехать, что-то или кого-то отвезти, обязательно надо залить в бак бензин. Тогда от приобретения машины будет положительный результат.
Наша задача — «заправить» себя Благодатью, отобразить в себе образ Христа. Не ангела, не архангела, не какого-либо святого, а Самого Господа Иисуса Христа. И наши земные внешние различия — не повод для превозношения ни мужчины над женщиной, ни наоборот. Потому что все эти отличия не имеют значения, ибо во Христе все равны (см. Гал. 3:28). Важны только качество и сила веры. А эти реалии зависят от конкретного человека. Бог дает каждому из нас возможность взять максимум духовных талантов — Божией благодати. И каждый берет по своей силе. Эту силу в одинаковой мере могут развивать как мужчины, так и женщины.
Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва
Просмотрено (189) раз