Выбрать страницу

Заботиться о себе — грех или не грех?

Заботиться о себе — грех или не грех?

Необходимо напомнить людям о ценности собственной жизни, внимательно относиться к своему физическому и психическому здоровью. Однако забота о себе некоторыми христианами воспринимается как баловство и ненужная прихоть: по их мнению, наша задача — смирять себя, по возможности отказываться от удовольствий и ограничивать желания. Мы решили разобраться, что такое забота о себе с точки зрения христианского учения, и пригласили к разговору священника Димитрия Паламарчука.

Нужно ли христианину соблюдать диету? Зачем православным фитнес? Зачем ходить в поликлинику каждые полгода? Чем питается душа? Как вырваться из лап интернет-зависимости? Можно ли помочь себе, заботясь о других? Ответы на эти вопросы — в интервью.

Грех — не заботиться о себе

Заботиться о себе не грех. Делать это не только можно, но и нужно. У нас есть заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». Значит, любить себя для христианина естественно. Апостол Павел, когда говорит, как муж должен относиться к жене, утверждал: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф. 5:29). Эти слова — тоже о естественности заботы о себе. Святой Феофан Затворник учил, что грешно пренебрегать лечением, если человек болеет, а ведь лечение — это опять же забота о себе.

Главное — чтобы эта забота не оказалась креном в противоположную сторону: не превратилась во вседозволенность, в разрешение себе потреблять всякую всячину. Сразу скажу, что такое отношение к себе нельзя назвать заботой, это эгоизм и потакание страстям. Забота — это всегда некий труд, который мы берём на себя. Не важно, проявляем мы её по отношению к себе или к кому-то другому. Поэтому я считаю, что грех — это не заботиться о себе.

Скептики утверждают, что забота о себе проникла в православие из католицизма, что плохо. Нам положено смиряться. Не могу с этим согласиться и не понимаю, как одно может мешать другому. Забота о себе нередко предполагает и заботу о ближних. Например, гигиена. Если человек опрятен, чист, приятно пахнет — это нормально. Гигиенические процедуры нужно осуществлять не только для себя, но и для окружающих. Если мы перестанем об этом заботиться, во что превратимся? Как правило, человек, не заботящийся о внешнем, имеет и внутренние проблемы — потому что у нас всё обычно в комплексе, и внешний беспорядок редко свидетельствует о внутреннем порядке.

Забота о себе не ограничивается только плоскостью внешнего, материального. Нужно следить за всем, что мы так или иначе потребляем, поэтому давайте поговорим о том, как заботиться о своих теле, душе и духе.

Забота о теле — это баловство?

Еда

Забота о теле — дело важное. О гигиене я говорить не буду, потому что очевидно: надо быть чистым и опрятным. Ещё не надо объедаться. Сытое брюхо глухо не только к молитве, но и к учёбе, и к другим полезным делам — я это ещё в школьные годы понял, когда старался уроки до обеда сделать, потому что потом уже ничего не хотелось.

Если мы хотим заботиться о своём теле, а не баловать его, надо наладить правильное питание. Мы ведь не хотим с усилием перемещаться из точки А в точку Б, верно? Значит, тело должно быть нам помощником, а не обузой. Следовательно, надо правильно питаться. Сколько есть, что есть — я говорить не буду, у всех потребности разные, но здоровую норму надо определить каждому. Святые отцы могли вообще не есть несколько дней, а своим духовным чадам рекомендовали принимать пищу один раз в день. Значит ли это, что мы должны выбрать такой же режим? — ни в коем случае. Прежде всего надо понять, что пища — это не просто услада, но в первую очередь — наши батарейки. Как определить меру? — как учили некоторые святые: есть столько, чтобы для наслаждения было мало. Так можно насытить тело и избежать чревоугодия. К слову, нужно обязательно преодолевать в себе эту страсть. Поддавшись ей, потом очень сложно войти в нормальное русло.

Нужно также следить за тем, что мы едим. Забота о себе — это здоровая пища, контроль её качества. Сколько детей и взрослых сейчас страдают гастритами и множеством других болезней ЖКТ из-за того, что едят непонятно что, как и когда! Это халатность по отношению к себе, с ней надо бороться.

Спорт

Что касается физических нагрузок, то скажу так: физкультура — хорошо, спорт — нормально, большой спорт — профессия, и это отдельная тема. Нужно развивать возможности своего организма, но на этом пути важно не исчерпать ресурсы подчистую. Зарядка, фитнес, бег, разминки — то, что нужно. Мы сейчас ведём преимущественно сидячий образ жизни, и нам очень нужно нагружать себя — хотя бы больше ходить. Если есть возможность организовать какие-то тренировки — прекрасно, это очень полезно. Объём нагрузок определяйте сами. Всё зависит от вашего режима и стремлений. Одно дело — просто размяться для здоровья, другое — заниматься для того, чтобы нравиться своим близким и себе в зеркале (считаю, что в этом тоже нет ничего плохого).

Малоподвижный образ жизни и комфорт привели ко множеству болезней, которых не знали наши предки. Сутулость, плоскостопие, лордозы, кифозы, короткие мышцы бедра и так далее — это то, что нам дали автомобили, интернет и офисная работа. Конечно, желательно с этим бороться, а ещё лучше — не допускать, потому что возвращать своё тело к нормальному функционированию очень тяжело. Можно, конечно, сказать: «Я нравлюсь себе таким, какой я есть. Какая разница, как выглядеть — всё равно мы все умрём и одинаково ляжем в землю — и спортивные, и нет». Что ж, такое отношение тоже допустимо — но это не забота о себе.

Не бояться врачей

Ещё адекватная забота о теле — это регулярные осмотры у врачей. Всё-таки предупредить болезнь порой намного легче, чем потом вылечить. Скажу больше: даже решение похудеть не должно обходиться без консультации врача, потому что лишний вес может иметь самые разнообразные причины. Одному для снижения веса нужен спорт, другому — диета, а третьему — препараты от болезней, из-за которых происходят нарушения обмена веществ.

Нам нужно научиться не бояться врачей. Мы не доверяем им, думаем: сколько Господь нам отмерил — столько и наше, забывая, что апостол Лука, святитель Лука и ещё многие святые были врачами. Господь благословлял их, и они спасали жизни.

Некоторые говорят: пока не ходил к врачам, я не болел, а как пошёл — у меня кучу всего нашли. Это неверный вывод. Обследоваться нужно, зачастую это возможность если не избежать болезни, то выявить её и вылечить как можно раньше и без тяжёлых последствий.

Ещё отмечу, что сейчас, во время пандемии, забота о своём здоровье очень тесно связана с заботой о здоровье окружающих людей — но об этом мы поговорим чуть позже.

Как надо заботиться о душе?

Причастие и молитва

Скажу очень истёртые слова, которые, однако, напоминать надо регулярно: человеку нужно питать не только тело, но и душу. Многие сейчас подумали о причастии — это так, но не следует забывать и о молитве. Я говорю не об утреннем или вечернем правиле, вычитанном, как правило, на бегу, в полусонном состоянии — потому что утром мы ещё не проснулись, а вечером уже засыпаем. Молитва — это другое: разговор с Богом, просьбы и мольбы к Нему, но никак не отбываловка. Забота о душе — научиться жить с молитвой, то есть общаясь с Богом.

Искусство как топливо

Однако не только молитва наполняет нас. Надо приучить себя питать душу чем-то хорошим. Это может быть не только Евангелие и святоотеческая литература, но и не связанные с религией вещи. Например, классическая и неклассическая музыка, хорошие книги, фильмы и многое другое. Зачем это нужно? Чтобы горел наш огонёк веры и у нас были силы передавать его кому-то ещё, мы должны что-то в этот огонь подбрасывать. Искусство прекрасно справляется с ролью такого топлива. Сейчас говорят: у нас нет времени читать. А я отвечаю: нет времени читать — можно слушать. Было бы желание.

Где прячутся монстры?

Помимо наполнения себя чем-то хорошим, забота о душе подразумевает и отказ от наполнения себя чем-то плохим. Нужно стараться, чтобы как можно меньше ненужной информации, плохих образов соприкасалось с нами. Я в своё время смотрел фильмы ужасов и не могу сказать, что они сильно повредили моей душе, но всё-таки они однозначно не кажутся мне полезными, поскольку не несут ничего хорошего, это точно. Не стоит смотреть фильмы, в которых изображаются всевозможные монстры, уродства и тому подобное. Все эти образы сохраняются в нашем мозге. Потом мы приходим на исповедь и рассказываем, что во время молитвы всё это вылезает из недр памяти, мешает и отвлекает. Это потому, что всё увиденное и услышанное живёт в голове и показывает себя тогда, когда нам этого не хочется. Память — штука сложная. А ведь можно было в голову что-то полезное загрузить.

Без информационного фаст-фуда

Забота о душе — это попытка ограничить потребление информационного фаст-фуда, который принёс нам интернет. Мы не сможем отказаться от него в один момент — слишком прочно он вошёл в нашу жизнь, однако в наших силах формировать круг своих интересов. Например, у меня в YouTube не только музыка, но и каналы о космосе, науке, литературе и многом другом. А вот ненужную информацию я стараюсь там не потреблять.

Забота о себе — это проверять источники, из которых к нам приходит информация. В вайбере или других мессенджерах столько всего шлют, что просто страшно. «Не игнорируй эту сильную молитву, но перешли её восьми людям», «не добавляйте в друзья такого-то — это хакер, который взломает вашу страничку» — и так далее. Надо понимать, что всё это мусор, который не стоит вашего внимания. В этом же списке множество «церковных» каналов, которые не имеют никакого отношения к Церкви и православию, там только антураж соответствующий. Они популяризируют всевозможные мифы и слухи. Всё бы ничего, но у них сотни тысяч просмотров. Христианину надо разбираться, мыслить, быть критичным в плане того, что он смотрит, читает и слушает.

Информационный детокс

Как выбраться из оков соцсетей, если человек чувствует, что они отнимают у него слишком много времени? Думаю, всё нужно делать постепенно. Нельзя сразу поднять гирю в сто килограммов без вреда для своего здоровья. То же касается и возможностей обуздать какую-то вредную привычку, которая формировалась долгое время. Могу поделиться личным опытом. У меня в разное время были периоды, когда я ставил эксперименты над собой — в хорошем смысле слова. Это полезно в плане контроля над своими привычками и жизнью в целом. На неделю я отказывался от фейсбука, потом от вайбера и других соцсетей и мессенджеров. Я пришёл к выводу, что мне мешают не столько они сами, сколько уведомления, которые в обилии приходят на мой телефон. Я отключил их — жить стало легче.

Ещё я на время отказывался от интернета в целом. Пользовался только планшетом, на который у меня были скачаны фильмы и книги. Это тоже дало хороший результат: стало понятно, что в соцсетях мне действительно интересно, а что не обязательно читать и смотреть. Так я в своё время удалился из ВКонтакте: понял, что там в круге моих френдов не происходит ничего важного и полезного для меня, а значит — зачем там бывать? Подытожу: чтобы обуздать привязанность к интернету и соцсетям, надо пробовать разные режимы пребывания там и определить, что важно и что нет. Постепенно у вас получится сформировать круг своих интересов так, что соцсети начнут приносить пользу вместо того, чтобы быть пожирателями вашего времени.

Забота о духе — это как?

Жить со Христом

О духе человек, к сожалению, заботится очень мало. Апостол говорит, что душевный человек никогда не поймёт духовного, потому что они находятся на разных уровнях. Думаю, нам всё-таки надо стремиться перейти из первого состояния во второе. Здесь много путей, у каждого он свой. Думаю, начало этот переход происходит тогда, когда человек понимает, что он не живёт духовной жизнью. Жизнь в принципе не может быть в чём-то духовной, а в чём-то — нет. Она либо духовная, либо нет. Я надеюсь, что христиане стремятся жить жизнью духовной.

Один из важных критериев духовной жизни — когда я не разделяю своё существование на ту часть, где есть место Христу, и ту, где Ему места нет. Если есть моменты, где Христос мне мешает — значит, это моменты, когда я веду себя бездуховно. Нужно стремиться к тому, чтобы такого не происходило. Это очень важно. Что лукавить: иногда нам хочется грешить. Остановиться в такие моменты — это забота о духе.

В целом забота о духе — это наша попытка жить со Христом. Потакая душе и телу, своим порывам и страстям, мы можем вредить духу. Здесь наша задача — разобраться с приоритетами. Чтобы это сделать, нам нужны ориентиры. У нас они есть: это святые. Они понимали, что их жизнь невозможна без Христа, и ни в коем случае не считали себя духовно просветлёнными — наоборот, они видели свою греховность. Один мой знакомый священник на слова прихожанок «мы — великие грешницы», отвечал: «Великими грешниками себя могли назвать Серафим Саровский, Сергий Радонежский, Антоний Великий — потому что они великие святые. А мы так, мелкие пакостники».

Заботиться о ближнем или о себе?

И последний аспект: забота о нашем духе невозможна без заботы о ближних. Да, это парадокс жизни христианина: отказываясь от чего-то, порой даже полезного, мы в то же время можем принести пользу себе. Как? — если мы жертвуем чем-то важным ради ближнего. Это могут быть увлечения, хобби, даже молитва или посещение храма. Ребёнок заболел — и мама не вычитывает правило, а читает сказки, меряет температуру, поит лекарствами. Потерял активный прихожанин храма обоняние — и не пошёл на литургию, остался дома, чтобы не заразить никого. Не бежит «лечиться благодатью». Ведь если я заражу бабушку, с которой каждую литургию рядом стою — как мне дальше жить? Как смотреть в глаза тем, кого я взял и заразил, потому что хотел причаститься? Как можно любить — и быть угрозой? Никак! Поэтому надо стараться в заботе о себе не забыть о любви к тем, кто нас окружает.

Жизнь с одной стороны очень простая, с другой — сложная и интересная штука. Надо позволить себе жить, не бояться оказывать заботу о себе и ближних. Главное — делать всё с любовью и благодарностью.

Священник Димитрий Паламарчук
Беседовала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (57) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 февраля - Иконы Божией Матери «Взыскание погибших»

С незапамятных времен русский народ, свято веря во всесильную помощь Пресвятой Богородицы, усвоил Ей именование «Взыскание погибших», как последнему прибежищу, последней надежде погибающих людей. Известно несколько чудотворных икон под этим названием... далее

Вселенская родительская суббота

22 февраля — Вселенская родительская (мясопустная) суббота

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Подать записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее