Выбрать страницу

Как изменить человека молитвой о нём?

Как изменить человека молитвой о нём?

Как быть, если христианин молится об исправлении человека, но тот не меняется? Значит ли это, что он делает что-то неправильно? Как быть в такой ситуации? Над вопросом размышлял священник Александр Хворост.

Специфика молитвы о ближних заключается в том, чтобы не забывать об их свободной воле. Если мы просим об исправлении человека, то проецируем на этот вопрос своё видение, свой личный взгляд: чтобы он стал таким, каким мы его хотим видеть. В такой ситуации свободная воля человека и Бога становится камнем преткновения. Бог — свободное существо, и нас сделал такими же. Если мы молимся о ком-то — это хорошо, но у нас нет права ограничивать его волю. Нельзя ни заставить Бога повлиять на человека, чтобы он исправился, ни человека принудить к переменам.

Господь создал людей такими, что перед ними всегда стоит нравственный выбор. Надо понимать и ценить это. Нам хотелось бы, чтобы окружающие были такими, какими мы хотим их видеть, но надо учиться принимать их такими, какие они есть. Ведь наше видение — это видение человека, и оно может диаметрально отличаться от видения Бога.

Молиться о ближних нужно очень аккуратно, потому что ситуации бывают разные. Мы можем до конца не понимать духовного состояния человека, его жизни и прошлого, не заметить, что допустимо или недопустимо для него. Молиться аккуратно — значит помнить о свободе воли ближнего. Не надо думать, что человек сразу изменится после нашей молитвы. Только колдуны так поступают: ты придёшь, я помолюсь — и у тебя сразу всё наладится. Этим, к слову, они и подкупают.

Когда мы молимся, то обращаемся к Богу, просим, чтобы Он помог, защитил, исцелил. Здесь сходятся три свободы: Бога, наша и того, о ком мы просим. Надо быть осторожным. Нельзя принуждать Бога, чтобы Он переделал человека. Мы можем даже себе навредить, если начнём назойливо просить о чём-то. Навредить и духовно, и физически, потому что молитва — это тяжёлый труд. Когда молящийся берёт на себя непосильную ношу, то его и уныние может настичь, и упадок сил. Надо всегда молиться умеренно, при этом постараться понять человека: какой он? Нужно иметь смирение и помнить, что, если ближний не меняется, то, возможно, нужно измениться не ему, а вам, и принять его таким, какой он есть.

Нельзя ставить целью молитвы переделать кого бы то ни было. Нужно просить, чтобы Господь вразумил человека, и он с Божьей помощью решил свои проблемы. Люди разные, у всех свой уровень духовности, образования, свой опыт. Господь умеет нас принимать такими, какие мы есть, а нам нужно учиться этому. Нужно просить Бога, чтобы на всё была Его святая воля. Не просить «измени его!», но — «помоги ему не впасть в грех, не погибнуть». Не мы должны решить проблемы ближнего, а он сам должен решить их с Божьей помощью.

Приведу пример из жизни. Мать с дочкой буквально силой заставили отца сделать сложную операцию на сердце. Она прошла неудачно, в организм попала инфекция, отец долго лечился, они долго молились о его выздоровлении, однако закончилось всё плачевно. Женщины разуверились в Боге, перестали ходить в церковь. Но ведь это они настояли на операции, которую можно было и не делать! Сначала заставили главу семейства поступить вопреки его желаниям, потом пытались Бога заставить его вылечить. Это неправильно. Молитва должна быть смиренной.

У нас, православных, нет каких-то особых молитв и последований, которые имеют какую-то большую силу. Это в корне неправильный подход. Молитва — это возношение ума и сердца к Богу. Какой будет ответ, как всё будет развиваться — зависит от Бога и от наших ближних.

Ещё один важный момент: надо провести грань между вычитыванием молитв и собственно молитвой. Можно регулярно читать молитвы, но потерять суть. Надо помнить, что, когда молимся, это наше личное обращение к Творцу. Нужно осознавать, что мы обращаемся к конкретной Личности. Если мы упустили этот момент и молимся не для того, чтобы общаться с Ним, а для удовлетворения каких-то своих интересов и потребностей, то мы уже не молимся.

Результат молитв зависит не от их количества, а от качества. От того, с каким сердцем будем их возносить. Нужно совершать их регулярно, но не переусердствовать. Молитва не обязательно должна быть объёмной. Важно, насколько люди вдумчиво и осознанно молятся, стремятся ли пропустить каждое слово через своё сердце.

У нас бытует такое отношение, что, если уж мы помолились, то Бог нам чуть ли не должен. Принцип «ты — мне, я — тебе» здесь не работает. Читать молитву с такими мыслями бессмысленно. Бог никому ничем не обязан. Когда мы обращаемся к Нему, Он не всегда отвечает — возможно, потому, что мы просим не о том, что будет полезно. Здесь, опять же, нужно иметь смирение. Вспомним молитву святого Филарета Московского: «Господи! …Ты любишь меня паче, нежели я умею любить себя. …Научи меня молиться! Сам во мне молись». Это самая лучшая молитва, пусть Господь нас ей научит.

Молитва очень важна. Церковь даёт нам примеры того, как её совершать: утреннее и вечернее правило — это эталон, и нужно научиться понимать эти тексты, как и богослужение, которое тоже молитва. Надо учиться работать с сокровищами, дарованными нам Церковью.

Священник Александр Хворост
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (562) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Пасха. Светлое Христово Воскресение

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, – главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. По важности благодеяний, полученных нами чрез Воскресение Христово, Пасха, по словам Григория Богослова, – «праздников праздник и торжество торжеств. Он столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». далее

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

22 апреля - празднование Иверской иконы Божией Матери (переходящее празднование во вторник Светлой седмицы).
История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреляСветлое Христово Воскресение. Пасха далее »

21 апреляСветлая седмица — сплошная далее » Понедельник Светлой седмицы.

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »