Правда ли, что человек выше Ангелов?
В Книге Псалтирь есть такие слова: «…Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его пред Ангелами: славою и честью увенчал его…» (Пс. 8:5–6). Так кто же все-таки выше: человек или Ангелы?
По мнению известного православного богослова архимандрита Киприана (Керна), Ангелы выше людей, так как превосходят их своей духовностью, то есть тем фактором, который делает ангельский мир более близким и родственным Богу. Однако в то же время не совсем верно полагать, что превосходство Ангелов над людьми установлено Богом навсегда. В частности, святитель Григорий Палама замечает, что человек, исходя из его призвания, во многом превосходнее Ангелов, и связывает такое превосходство прежде всего с возможностью богопричастности человеческой природы, в отличие от природы ангельской. По мысли святителя, человек имеет огромное преимущество по сравнению с Ангелом: он может становиться причастником Тела и Крови Христовых и тем самым входить в максимально тесное отношение с Богом, соединяться с Ним. Кроме того, наличие материального тела сообщает человеческой природе некую завершенность. И именно в такой законченности видит еще одно превосходство человека над Ангелами святитель Григорий Палама.
Еще один аспект, на который указывают святые отцы, когда говорят о превосходстве человека над Ангелом, заключается в том, что человек имеет в себе образ Божий, которого Ангелы либо не имеют вообще – по мысли преподобного Анастасия Синаита, либо имеют, но в меньшей мере, чем человек, как говорит об этом, например, преподобный Иоанн Дамаскин. Подобную мысль излагает также и уже упомянутый нами выше святитель Григорий Палама: «Умное и словесное естество души одно только обладает и умом, и словом, и животворящим духом. Только оно одно больше, чем Ангелы, было создано Богом по Его образу. И этого изменить нельзя, хотя бы даже оно и не знало своего достоинства, и не чувствовало, и не действовало достойно Создавшего его по Своему образу».
И еще один фактор, который позволяет нам полагать, что человек выше Ангелов, выражается в следующем: все, что создано Богом, создано иерархически – от низшего к высшему. И тот факт, что человек создан самым последним, тем самым показывает, что он и есть «венец творения», так как в человеке, как существе двусоставном, объединяются два мира – и духовный, и материальный.
Преподаватель КДА Андрей Музольф
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (88) раз