С чего начинать меняться к лучшему?
Однажды человек понимает, что жить как прежде он не может. С чего начинать меняться? На что обратить внимание? Отвечает протоиерей Георгий Клапчук.
Думаю, меняться к лучшему надо начинать с правильной христианской жизни. Конечно же, она не кончается за стенами храма. Верующий человек ведёт постоянную борьбу со злом. Только тот, кто не полагается на свои слабые силы, но предаёт себя в руки Божии, вооружаем Церковью. Получая оружие благодати, он обретает надежду выйти из этой битвы победителем. Благодать Святого Духа и смирение христианина сокрушают все силы сатаны.
Приобрести смирение сразу невозможно, к нему нужно прийти. На это может уйти не один год церковной жизни. Ведь, если мы приходим в храм, это ещё ни о чём не говорит: пока человек себя не победил, он приобрести смирение не может. Этого не будет, если он над собой не работает. Нужно смотреть только внутрь себя, а не на кого-то другого. Плоть наша восстаёт на нас разными средствами: чревоугодием, блудной похотью, стремлением к телесному комфорту и наслаждению, болезнями. Она стремится всячески доказать своё превосходство над духом, заставляя человека все силы употребить на удовлетворение плотских потребностей. Если мы будем служить ей, то, конечно, победы не одержим. Надо много трудиться.
Христианину важно учиться реализовывать знания, получаемые при чтении Священного Писания и духовных книг. Ещё — слушать проповеди священника в храме во время и по окончании Божественной литургии. Очень полезно беседовать со священниками. Сейчас такая возможность есть во всех храмах. Я бы рекомендовал чаще говорить на духовные темы — находить время вне богослужений, приходить и обсуждать то, что неясно или волнует. Для нас, священников, великая радость видеть в верующих стремление познавать, общаться, говорить о важном, а не о «что можно и что нельзя есть».
Многие люди привыкли пустословить, ненужными разговорами заниматься, обсуждать, как надо жить и что изменить, чтобы жизнь в нашей стране стала лучше. Если бы мы занимались сугубо своим внутренним миром, у нас жизнь менялась бы в лучшую сторону, сто процентов! Знания, подкреплённые собственным опытом молитвенного общения с Богом, могут изменить нашу повседневную жизнь. Это поможет измениться к лучшему не только нам, но и всему вокруг.
Очень важно, чтобы в жизни христианина было обязательное молитвенное общение с Богом, потому что молитва животворит нас. Нужно видеть окружающий мир глазами ученика Христова, соотносить свои мысли и поступки с Божьими заповедями. В своих взаимоотношениях с близкими и чужими людьми руководствоваться главной заповедью любви, учащей нас не делать того, чего не хотели бы, чтобы делали нам.
Получается, нет одного шага, который поможет измениться, есть цепочка шагов. Самыми главными я бы назвал молитву и пост. Участие в общей церковной молитве не только обогащает христианина благодатью, но и способствует духовному единению всех молящихся в одно неделимое духовное целое — Церковь Христову. Она объединена Божественной любовью в семью, во главе которой — Сам Господь наш Иисус Христос. Без поста и молитвы мы не можем изменить свой внутренний мир. Человеку нужно помнить, что молитва — это не вынужденный оброк Богу, а живительная пища для души, и она нужна именно вам, а не кому-то. Господь не вынуждает нас молиться. Наоборот, человек сам должен почувствовать: он обращается к Богу, чтобы измениться всецело и приобрести мир душевный.
Сегодня столько различных нестроений, искушений — очень трудно устоять и не соблазниться. Для того, чтобы не сломаться, и существует пост. Он чрезвычайно полезен в духовном плане: даёт возможность позаботиться о своём внутреннем мире, не расслабляться. Каково состояние души после обильной пищи? — по всему телу разливается лень, тяжелеет голова, сознание притупляется, в душе зарождаются страсти. Как в таком состоянии может прийти в голову мысль о Боге, покаянии? Пост дан для того, чтобы мы этого избегали. Бывает, даже когда постишься и немного переешь, уже ничего не хочется, наступает апатия. Нужно научиться находить золотую середину, потому что можно и постной пищей объесться, и постными сладостями злоупотребить. Пост — это сокрушительное оружие против рабства воинствующей на нас плоти, дарованная Богом возможность освобождения духовного существа человека через ущемление телесного.
Ещё хотел бы призвать к участию в таинстве Святого Причащения. Бог даровал нам Святые Христовы Тайны не по достоинству нашему, а по великой Своей милости и любви. Принимать их нужно не как награду за свои духовные подвиги — мол, вот, я уже чего-то достиг, — но как дар любящего Отца Небесного, как аванс, который нам надо будет отработать в будущем, как помощь в изменении к лучшему.
Думаю, в стремлении меняться к лучшему главное — никогда не предавать Господа. Тогда Он будет помогать во всём.
Протоиерей Георгий Клапчук
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (147) раз