Наперегонки с самым простым
Почему так сложно самое простое? Почему, когда кому-то прощаешь, у тебя перехватывает дыхание, а в животе холодок?
Почему ты думаешь, что, сказав: «Я люблю тебя!», ты погубишь себя? Мы слышим, как многие говорят, что боятся кого-нибудь полюбить, чтобы потом не чувствовать себя ущемленными.
Почему так трудно сказать: «Я был неправ. Я ошибся»; «Думаю, я неправильно поступил»; «Наверное, я что-то не то сказал и был эгоистом»; «Наверное, я был агрессивен с другим человеком; я, должно быть, причинил ему боль»?
Исповедуешь ли ты все это своему духовнику?
Хорошо, что мы все это одобряем, но нам трудно это делать. Нам нравится читать и слышать об этом, но когда приходит время нам самим поступить так же, мы резко отворачиваемся. Почему? Ответ очень простой. Потому что наше ущемленное сердце не может правильно поступить с такими элементарными вещами. Больная душа даже не может искренне прошептать слова: «Я люблю тебя!»
Мы приходим к своему духовнику и говорим:
– Ах, как я мучаюсь!
Но мы даже не задумываемся о том, как мы собой мучаем других людей.
Ты хочешь, чтобы тебя любили, но тебе трудно полюбить другого. Ты хочешь, чтобы тебе прощали, но сам с трудом прощаешь других. Нам нравится слышать о себе добрые слова, но как только одним из них изобличат нас, мы отвергаем его, потому что просто не хотим, чтобы демон, сидящий в нас, ушел. Нам нравятся улыбки, романтика, православная духовность, но проблема в том, что мы делаем. Часто наша молитва остается пустой. Одни пустые слова. Говорят только уста, но сердце отказывается принимать истину. В 50-м псалме мы читаем: «Помилуй меня, Боже», но в наших сердцах мы враждуем со многими людьми. Святые отцы учат нас постоянно произносить молитву: «Господи Иисусе Христе, помилуй меня, грешного», а мы все время оправдываем наше поведение и поступки с другими людьми. Часто мы просто ждем удобного случая, чтобы обелить себя.
Нам нравятся романтика, православная духовность, но проблема в том, что мы делаем. Часто наша молитва остается пустой
Из всего этого следует, что некоторые идут на исповедь только для того, чтобы получить утешение и психологическую поддержку, но, в сущности, они не хотят по-настоящему измениться и повернуть свой ум в правильную сторону – встать на путь покаяния.
– Батюшка, чего нельзя вкушать перед Причастием?
Начни с того, чтобы не есть скоромную пищу, и закончи тем, чтобы не «грызть» своего ближнего. Это будет хорошим началом.
Мы говорим о цветах и садах. Мы мечтаем о них и хотим иметь их, но отказываемся посадить хотя бы один цветок и заботиться о нем.
Ты жалуешься на то, как к тебе относятся другие, но не видишь, как ты относишься к ним. Часто мы думаем, как нам избежать ответственности. Мысль: «Почему это я должен таскать каштаны из горячей печки?» – определяет наше поведение.
Мы не знаем, Кто такой Бог, что Он сделал для нас и как Он действует. И мы живем с этим невежеством и равнодушием, создавая хаос вокруг.
Христос не действует так, чтобы лишить нас нашей свободы. Он не подавляет нас. И нам тоже необходимо что-то сделать – настоящее жертвенное усилие, движение к перемене. Иначе будем жить в рутине духовного упадка.
Иерей Спиридон Скутис
Перевел с болгарского Виталий Чеботар
Источник: «Богоносци»
Просмотрено (17) раз