Нужна ли воцерковлённому человеку генеральная исповедь?
Некоторые верующие считают, что без генеральной исповеди (то есть покаяния во всех когда бы то ни было совершённых грехах) христианину прожить никак нельзя. Так ли это? Протоиерей Вячеслав Поневин делится своими мыслями по этому поводу.
Знаю, что некоторым людям священники советуют прибегать к генеральной исповеди, но сам я этого не практикую. Не понимаю, зачем разделять исповедь на какие-то категории: обычная, генеральная… Я также против того, чтобы люди пользовались всевозможными книжечками с перечислением грехов, писали какие-то списки. Читал у митрополита Антония Сурожского о том, как к нему на исповедь пришёл человек с огромным перечнем грехов, прочитал его, на что он ответил: «Я не могу отпустить тебе грехи, потому что они не твои. Может быть, в тебе есть перечисленное, но ты их не прочувствовал, не пережил — просто переписал и рассказал».
Покаяние — это изменение жизни. На исповеди нужно каяться в том, что сегодня мешает жить. Человек выявил в себе какие-то конкретные недостатки и грехи — то, что ему мешает, от чего он хочет избавиться, — приходит, исповедуется и старается исправляться. Всё. Исповедоваться в том, чего я в своей жизни не наблюдаю, смысла не вижу — это что касается каких-то книжечек. На исповеди важен мой личный опыт. Митрополит Антоний говорит о покаянии так: мы, как археологи, снимая слой за слоем, постоянно находим что-то новое. Покаяние — дело всей нашей жизни. Выявили какие-то новые недостатки — пошли на исповедь. Пусть на данный момент это будет два-три греха — не страшно. Исповедоваться нужно в реальных грехах, с которыми мы сегодня живём.
У нас люди часто концентрируются на прошлом. Они нередко исповедуются в том, в чём уже не раз исповедовались. Это могут быть тяжкие грехи — например, аборты. И вот человек снова и снова рассказывает об одном и том же. Это было сделано когда-то, он пятьдесят раз в этом уже исповедовался и приходит снова. Я спрашиваю: «А чем вы ещё согрешили?» — «Да ничем». У человека нет покаяния, он не видит своих грехов, не работает над собой, не разбирается в себе. Не понимает, в чём заключается духовный труд, просто зациклился на каком-то моменте из своего прошлого — надо же что-то сказать на исповеди.
То же самое — «исповеди с детства». Что сказать? Вспомнили вы что-то из прошлого — пойдите, исповедуйте, но уделять этому какое-то особое внимание не вижу смысла. Зачем концентрироваться на прошлом? Особенно это свойственно людям старым. «Я сейчас не грешу: живу один, ничего не делаю. Ну, когда-то что-то было, а сейчас всё нормально». Человек должен исповедоваться в том, что сегодня, сейчас его беспокоит. Зачем исповедоваться в прошлых грехах, которых сейчас нет в его жизни? Идёт подмена, какая-то вражеская уловка: люди зациклились на том, что не важно, а важного не замечают. Могут близким жизни не давать и совершенно не видеть этого. Надо исправляться в реальном времени. Какой ты сейчас? Какие у тебя есть недостатки и грехи? Этим заняться.
Порой у людей случается суеверный страх перед забытыми грехами — дескать, вдруг я что-то не исповедую, а мне потом на Страшном суде это вспомнится. Я считаю, что такие страхи происходят из-за примитивного и неправильного восприятия Бога. Не думаю, что Бог настолько мелочный и придирчивый, что обязательно накажет, если мы что-то забудем. Бог не ищет повода нас наказать, Он ищет повод нас помиловать. Христос показывает нам Свои милость и всепрощение тем, что умер за нас на Кресте. Когда Он говорит расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои» (Мк. 2:5), — это что, пустые слова? Или этому человеку потом надо было на генеральную исповедь пойти? А блуднице, которая слезами омыла Его ноги и отёрла волосами? Он уже простил её грехи, хотя она их не произнесла даже. Она приняла Его как Мессию, искренне сожалела о том, что грешила, в итоге ей становится легко, хорошо, она следует за Христом и становится святой. Каждый человек, который следует за Христом, получает прощение, освобождается от груза грехов, начинает жизнь с чистого листа.
Мы же, каясь в грехах, не верим, что Бог нас простил. Мы вообще не верим в прощающего, милостивого Бога. Как бюрократы, пытаемся зафиксировать всё, чтобы чего-нибудь не пропустить — и так же относимся к своим близким. У меня спрашивают: «Как мне примириться с близкими?» Я отвечаю: «Примирись собой, прости себя. Не надо казнить себя за то, что ты когда-то сделал. Бог тебя уже простил». Люди не могут простить себя и других, у них внутри постоянная вражда.
Часто говорят, что генеральная исповедь нужна тем, кто недавно пришёл в храм, но эти люди ещё толком не понимают, что такое грех. Прежде чем покаяться, человек должен осознать грех, почувствовать всю его мерзость, тяжесть. Когда ты его возненавидел, тогда можешь от него избавляться.
Бог дал нам возможность каяться, чтобы мы могли меняться. Это не формальность, как в какой-то организации, где нужно собрать все справки, чтобы ты был принят. Это не бухучёт: когда всё в ноль сойдётся, тогда нормально, если же что-то где-то не сошлось — всё, отчёт не примут, в рай не возьмут. Такое отношение — это какое-то безумие.
Подытожу: человеку нужно каяться в том, что сегодня мешает жить. Если он не видит пока в себе грехов — значит, нужно помолиться, чтобы Господь ему их показал.
Работать над собой больно. Копаться в себе, искать недостатки, выявлять мотивы своих плохих поступков тяжело. Однако это нужно делать, потому что просто глушить последствия своих грехов бессмысленно. Например, человек гневается, пытается не делать этого, но не знает причины, — а ведь что-то этот гнев провоцирует. Это всё равно, что сбивать температуру при инфекционной болезни: бессмысленно, потому что причина в другом. Надо лечить инфекцию, которая провоцирует неприятные симптомы. Уберём причину — симптомы уйдут. Так и в духовной жизни. Только причину нужно искать в себе, а не в других.
Протоиерей Вячеслав Поневин
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (201) раз