Рождественский пост: задумайся, Альфа и Омега сходит с небес ради тебя!
Рождественский пост – это время для того, чтобы побыть с Богом. Вспомнить, Кто родился, чтобы искупить наши грехи. Кто принял мученическую смерть и страдание ради нас, конкретно ради меня. Знаю ли я Его? Не просто хожу в Церковь и соблюдаю посты, а знаю ли? А если знаю, то в мире ли я с Ним? В мире ли с собой, с людьми, меня окружающими? Может, в эти дни Рождественского поста мы немного замедлим бег, отложим светскую литературу и походы в кино? И побудем с Ним. С Тем, Кто всегда с нами. И протягивает нам Свою помощь. Удалим все переживания из сердца и просто замедлимся, чтобы услышать, что Господь вот здесь, в моем сердце, и нет ничего невозможного для Него. Он – Альфа и Омега, Начало и Конец. Просто Он хочет, чтобы мы наконец услышали Его в этом бесконечно спешащем мире и нашли время хотя бы во время поста побыть с Ним, отдать Ему свое сердце. Именно тогда мы будем ощущать благодать поста, и Вифлеемская звезда всегда будет освещать и наш путь жизни, потому что он будет с Богом. Важно довериться Ему, и тогда Он Сам нас поведет по пути жизни и укажет наш путь, который будет освящен.
Святые и подвижники о посте
Игумен Никон (Воробьев)
В наступившие дни святого поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе.
Святитель Лев Великий
Рождественский пост есть жертва Богу за собранные плоды. «Как Господь ущедрил нас плодами земли, – пишет святитель, – так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».
*
Само хранение воздержания запечатлено четырьмя временами, чтобы в течение года мы познали, что непрестанно нуждаемся в очищении и что при рассеянии жизни всегда надо стараться нам постом и милостынею истреблять грех, который приумножается бренностью плоти и нечистотою пожеланий.
Святой Симеон Солунский
Пост Рождественской четыредесятницы изображает пост Моисея, который, постившись сорок дней и сорок ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. И мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти.
Святитель Тихон Задонский
Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов.
«Если вы поститесь в ссорах и распрях и бьете рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан? Не такой пост Я избрал и день, в который смирит человек душу свою, когда согнет шею свою, как серп, и подстилает под себя рубище и пепел. Не такой пост назовете постом приятным, не такой Я избрал, – говорит Господь. – Но разреши всякий союз неправды, разрушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой и нищих, не имеющих крова, введи в дом; когда увидишь нагого, одень его и от единокровного твоего не укрывайся».
Святитель Астерий Амасийский
Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.
Блаженный Августин Аврелий
Чем более дней поста, тем лучше врачевство; чем продолжительнее поприще воздержания, тем обильнее приобретение спасения. Во дни поста преимущественно Божество умилостивляется, недостаток восполняется и благочестие награждается.
Праведный Иоанн Кронштадтский
Пост хорошо показывает или обнаруживает все немощи нашей души, все ее слабости, недостатки, грехи и страсти, как начинающая очищаться мутная, стоячая вода обнаруживает, какие водятся в ней гады или какого качества сор.
Святитель Феофан Затворник
Воздержание морит голодом демонов.
*
Пост представляется мрачным, пока не вступишь в поприще его: но начни – и увидишь, что это свет после ночи, свобода после уз, льгота после тягостной жизни.
Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин
Касательно образа поста не может удобно соблюдаться одинаковое правило… – различны должны быть время, способ и качество питания, именно по неодинаковому состоянию тел или по возрасту и полу; но у всех должно быть одно правило укрощения плоти для воздержания сердца и укрепления духа.
*
Строгие посты делаются напрасными, когда за ними последует излишнее употребление пищи, которое скоро доходит до порока чревобесия.
Преподобный Исаак Сирин
Как здоровым глазам свойственно вожделение света, так посту, соблюдаемому с рассудительностью, свойственно вожделение молитвы.
Облеченный в оружие поста во всякое время распаляется ревностью. Ибо и ревнитель Илия, когда возревновал о законе Божием, пребывал в сем деле – в посте.
*
С трапезы постящихся… заимствуй себе врачевство жизни и возбуди от омертвения душу свою. Ибо среди них, освящая их, возлежит Возлюбленный и труд поста и подвиги их претворяет в неисповедимую сладость Свою; и небесные служители Его осеняют их и святые их яства. Я знаю одного из братий, который ясно видел это своими собственными глазами.
Подготовила Виктория Дорофеева
Источник: Московский Сретенский монастырь
Просмотрено (93) раз