Как наладить духовную жизнь?
Среди нас так много крещеных людей, но они почему-то так мало знают о Христе. Но и после категории «знать» стоит еще одна, самая важная – «жить». Жить Евангелием, когда слова Священной Книги не просто прочитываются, а проникают в подкорку и становятся хорошими привычками. Привычка – доведенное до автоматизма действие, которое человек без волевого вмешательства уже не может контролировать или менять.
Только представьте человека, для которого привычно искренне верить в Бога, избегать ложных учений, регулярно посещать храм, уважительно относиться к родителям и доброжелательно – к другим людям, хранить супружескую верность… Нам сложно визуализировать праведность, еще сложнее представить в реальном, а не абстрактном выражении святость.
И уж всё реже в нашем мире встречается настоящая евангельская любовь. А ведь мы – народ Божий. Мы и есть для Христа Новый Израиль, то есть Его Отечество. Во время земной жизни Спаситель говорил не только и не столько об иудеях-современниках, но и о христианах всех веков. Выше мы упомянули о силе привычке в позитивном контексте, но у нее есть и обратная сторона. Привычка, вернее, привыкание может сыграть с человеком злую шутку. Мы привыкли, что вокруг нас живут православные. И мы на этой привычке остановились, отказавшись двигаться вперед. Мы крестились, не став христианами. Нам виден фасад веры, но мы далеко не всегда способны проникнуть в содержимое здания нашего упования.
И получается так, что церковная жизнь может идти даже очень насыщено, а христианства в ней будет крайне мало. Ведь христианство есть постоянная борьба с компромиссами, а не механическое воспроизведение тех или иных действий. Хорошие привычки христианина связаны с постоянным внутренним ростом. Плохие – с бездумным внешним действием без анализа и работы над собой.
Потому Христос и говорит, что нет пророка в своем отечестве. Люди готовы искать «правду» где угодно, игнорируя простые истины от Самого Бога. Плотским людям нужны хлеб и зрелища, а потому они будут всегда стремиться найти что-то новое, пусть это и будет ремейком и синтезом давно забытого старого. Оттого так много возникает новых религиозных течений, философских концептов и сект. Христа не слышат.
Давайте попробуем прислушаться к тому, что Он говорит, и подумать, как это выглядело бы в нашей персональной жизни. Как выглядит образ исполнения нами той или иной заповеди? Что такое жертвенная любовь? Верим ли мы во всемогущество Бога? В чем высшая цель нашей жизни и какие инструменты мы ежедневно используем для ее достижения?
Мы перестали думать, а начали потреблять. Нам нужна постоянная смена локаций, декораций и картинок жизни. Мы ежедневно меняем шило на мыло, пытаясь получить новые эмоции и впечатления. Тем временем идем по бессмысленному кругу, тратя силы и время, не получая отдачи и разменивая жизнь на тлен. Потребительское отношение к миру (в том числе и к религии) притупляет разум, а значит, заглушает голос Христа в нашем сердце. Он – Главный Пророк в нашем с вами Отечестве, то есть в Церкви и грядущем Царстве Небесном. Взирая на Христа, сравнивая свою жизнь с тем, как жил Он и чему учил, мы получим верные ориентиры для нашей духовной жизни. Вспомните 9 неотмирных заповедей блаженства из Нагорной проповеди. Почаще обращайте свой духовный взор к ним. Они замечательно фокусируют сердце на невидимом и вечном. Безусловно, это очень трудно. Но у человека есть потрясающая особенность, заложенная Богом, – свобода. Выбор, как жить – всегда за нами.
Владимир Басенков
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (164) раз