Почему нельзя давать клятву?
С давних времён люди клянутся в чём-то друг другу. Молодые врачи дают клятву Гиппократа, воины — служить Родине и защищать её. Некоторые клянутся мамой, детьми, головой и даже жизнью. Но правильно ли так поступать? Об этом спросили протоиерея Климента Анисимова.
— Отче, как вы думаете, клятва — это серьёзно или это такой способ, чтобы убедить собеседника, что ты говоришь правду?
— Мы зачастую легкомысленно относимся к сказанным нами словам, но мы знаем, что словом Господь сотворил всю вселенную, весь мир. Слово материально. Словом можно благословить, словом можно убить. Как сказано в Священном Писании: «Ибо благословение отца утверждает дома детей, а проклятие матери разрушает их до основания» (Сир. 3:9). Самое главное, я считаю, чтобы мы к своим словам относились е легкомысленно, а осмысленно. Тем более, к клятве.
— А почему клятва — это грех?
— Сам Христос предостерегает нас от лжи и от ложной клятвы. Обратимся к Священному Писанию. В Нагорной проповеди Господь сказал такие слова: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:33-37).
Господь говорит нам, чтобы мы, последователи Его, были честными, всегда говорили только правду и не говорили никакой лжи. А если мы всегда говорим правду, то необходимость в клятве просто отпадает. Всё остальное — от лукавого.
— Книги Ветхого Завета содержат немало упоминаний о том, что заключали соглашение с помощью клятв.
— Да, это так. В Ветхом Завете много таких примеров. И обратимся снова к Священному Писанию — к книге Второзаконие, где Господь предостерегает нас от ложной клятвы. И хочу сказать, что каждый человек, который даёт клятву и не исполняет её, призывает наказание сам на себя.
«Если дашь обет Господу Богу твоему, немедленно исполни его, ибо Господь Бог твой взыщет его с тебя, и на тебе будет грех; если же ты не дал обета, то не будет на тебе греха» (Втор. 23:21-22). Господь предостерегает нас от обета, который не исполняется. Предостерегает от клятвы, которая может быть нарушена.
«Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я — Господь» (Лев. 19:12). Когда человек клянётся, а потом нарушает эту клятву, он клятвопреступником, оскорбляет своим грехом Господа Бога и призывает сам на себя наказание от Всевышнего.
— Почему в последнее время слово «клянусь» вызывает некую настороженность, имеет негативный оттенок?
— Когда человек всегда говорит правду, у него нет необходимости подтверждать истинность своих слов клятвой. Поэтому когда человек в общении неоднократно прибегает к этому слову, у нас это вызывает настороженность.
— Есть ли клятвы в Православной Церкви? Например, священнослужители приносят клятвы?
— Существует понятие присяги. Присяга даётся один раз в жизни. Её дают не только священнослужители. Врач, военнослужащий, президент берёт на себя ответственность и присягает перед лицом всего общества или народа. Священнослужитель даёт присягу Господу Богу и Церкви, которая есть сообщество верующих.
— Как относиться к клятвам молодожёнов? У венчающихся тоже есть клятва?
— Когда совершается венчание в православном храме, священник спрашивает: «Желаешь ли взять себе в жёны рабу Божию?..» Именно в храме венчающийся осознанно подтверждает свой выбор пред лицом Божиим, перед Евангелием, которое лежит на аналое, перед святыми, которые духовно предстоят в храме, и перед своими родственниками, перед всеми друзьями, которые пришли поздравить с совершением этого Таинства.
Что касается молодожёнов, когда они клянутся друг другу, — пусть клянутся. Главное, чтобы они эти клятвы не нарушали, а жили в любви и согласии.
— Врачи дают клятву Гиппократа. Как к этому относится?
— Можно это назвать не клятвой Гиппократа, а присягой, которую даёт врач. Смысл этой присяги — не навреди, а помоги и исцели, сделай всё необходимое, что можешь сделать.
— Бывает, что человек клянётся, заведомо зная, что клятву он не исполнит.
— Начнём с того, что всякая ложь — это большой грех. А клятвопреступление — это грех ещё большей степени. Обратимся к Священному Писанию: «Не клянитесь именем Моим во лжи, и не бесчести имени Бога твоего. Я — Господь» (Лев. 19:12). Человек, который даёт клятву и не исполняет её, заведомо бесчестен пред Богом и за это примет наказание.
«Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: „да, да“ и „нет, нет“, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12). Человек сам на себя призывает наказание, осуждение и сам бесчестит себя, когда преступает клятву или совершает грех.
— Хотя Церковь не рекомендует давать клятвы, есть ли вынужденные клятвы?
— Были такие случаи, когда в годы Великой Отечественной войны во время боевых действий человек давал обет Богу, что после окончания войны он уйдёт в монастырь, примет монашество, будет православным человеком. Если в минуту смертельной опасности человек даёт обещание Господу Богу, он должен обязательно это обещание исполнить. Господь сохраняет ему жизнь с одной целью — чтобы он исправил свои предыдущие ошибки добрыми делами, покаянием.
— Люди нередко клянутся самым дорогим: здоровьем родных, своим здоровьем, даже жизнью. А какие последствия бывают?
— Если человек клянётся мамой своей, здоровьем, близкими, родными, то этот человек не ценит ни своих родных и близких, ни своего здоровья. Лучше вообще не совершать никаких клятв. Бывает, что человек приходит и раскаивается в том, что давал такую клятву. Поэтому лучше прислушаемся к словам Господа, что не стоит клясться. Все мы дети Божьи. Господь нам сказал, чтобы мы говорили правду. А когда мы говорим правду, нет необходимости подтверждать истинность и правдивость своих слов здоровьем матери, ребёнка, своим здоровьем. Дай Бог, чтобы все мы говорили правду, и никакие клятвы для подтверждения истинности наших слов больше нам никогда не понадобились!
Протоиерей Климент Анисимов, Елена Кановец
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (492) раз