Выбрать страницу

Сомнения в вере — это нормально?

Сомнения в вере — это нормально?

Нужно ли бояться сомнений в вере? Нормально ли это? Как с ними бороться? Отворачивается ли от нас Бог в такие периоды? Отвечает священник Димитрий Паламарчук.

Вера — не константа

Вера в Бога, на мой взгляд, не бывает без сомнений. Она — не константа, всё время меняется и движется. Почему так? Потому что мы, люди, всё время меняемся и не можем не развиваться. В духовной жизни есть периоды, когда нам хочется молиться, читать Священное Писание и святых отцов, мы учимся сопоставлять свою жизнь с христианским учением — и есть такие, когда этого совершенно не хочется. Причины такого охлаждения могут быть разными, от перемены погоды до тяжёлых душевных состояний. В такое время мы не знаем, слышит нас Бог или нет, а порой можем сомневаться, есть ли Он вообще. Кризисы веры очень важны. У Клайва Льюиса есть замечательная мысль: если бы у нас не было мытарства по ложным богам, не было бы познания истинного Бога. То же можно отнести и к исканию Бога, Которого, вроде бы, уже нашёл, но чувствуешь, что чего-то главного не хватает и вера какая-то пресная.

Сомнения от незнания

Пресным всё кажется, когда человек думает, что о христианстве всё знает. Это очень опасная мысль. Меня она одолела лет в пятнадцать, когда я много чего прочитал, стал пономарить в храме и думал, что всё выучил и всё знаю. Потом мне попались вопросы для поступающих в семинарию, и я понял, что не знаю ничего. Было так обидно! Помню, думал тогда: разве духовность измеряется знаниями? На самом деле, одного без другого быть не может. Если мы не изучаем своей веры, не прочли даже «Закон Божий», то вряд ли можем называться православными христианами, потому что не знаем, во что верим, не понимаем, о чём говорят «Символ веры» и молитва «Отче наш». Если мы не потрудились узнать больше о своей вере — конечно, у нас будут сомнения, а какие-то факты вызовут шок. Помню, я был поражён, когда узнал, что не все псалмы написаны царём Давидом. Думал: «Как? Значит, нас обманывают?» Потом оказалось, что никто никого не обманывает, просто я мало знаю.

Однако хочу заметить, что знание теории тоже не защитит от сомнений в вере. Пока на личном опыте человек не поймёт, что Христос находится рядом, его ничто не убедит. Как апостол Павел говорил: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое» (1 Кор. 13:11). Вера тоже должна пройти кризисы юности и зрелости, когда человек начинает открывать её заново. Мы все проходили ступени страха Божьего: сначала боялись Его обидеть, чтобы Он нас не наказал, потом — чтобы не потерять награду, а теперь просто не хотим огорчать Того, Кто нас безмерно любит. Ведь Бог, видя наше падение, не говорит: «Ты испачкался? Значит, иди отсюда!» Наоборот, зовёт: «Иди, Я тебя отмою и ототру, всё будет в порядке, брат!» Без кризисов мы не взрослеем в своей вере, а значит, нас будет очень легко поколебать в ней.

Действительно ли Бог не слышит?

Сомнения возникают и когда мы отступаем от заповедей и живём только по своим желаниям, не проверяя свою жизнь не только учением Церкви, но и своей совестью. Сейчас принято говорить, что это сомнительный аргумент, и для африканского людоеда по совести будет съесть своего брата, но я с таким взглядом не согласен. Для человека нерелигиозного голос совести и есть нравственный закон. Если к нему прислушиваться, он направит и в сложной ситуации скажет: «Ты не туда идёшь, давай-ка, разворачивайся!»

Бывает, что сомнения в вере выливаются в ощущение, что Бог нас не слышит. Наши просьбы не исполняются, молитвы как будто уходят в никуда. Что делать? — читать апостола Иакова, который учит: «Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4:3). Также полезно читать святых отцов — они учат, что Господь не всегда сразу же отзывается на наши молитвы или просьбы. У меня тоже во время молитвы бывает ощущение, что молюсь — а передо мной стена. Слова уходят не в пустоту, а словно натыкаются на непреодолимую преграду между мной и Богом. Вроде бы всё делаю правильно — в чём же проблема? Потом оказывается, что есть в сердце неприязнь к кому-то. Или с женой поссорился — вроде бы и помирились, но осадок в душе остался. Это мешает слышать Бога — во всяком случае, у меня это происходит так. И пока не покаешься, эта преграда никуда не денется.

Главное, что нужно понять: причина, что Бог не слышит, не в том, что Он отвернулся и не хочет слушать, а в том, что ты своими поступками не пускаешь Божью благодать в сердце, оно просто не готово сейчас её принять. Сомнение в вере может питаться обыкновенным человеческим эгоизмом: удобнее ведь думать, что Бог отвернулся, чем менять себя и свою жизнь. Мне очень понравилась мысль игумена Нектария (Морозова), которую я прочитал недавно. Он пишет, что христианин — это не звание, полученное раз и навсегда. То, что мы христиане, надо подтверждать каждый день.

Мы иногда забываем, что мы — христиане. В итоге получаем ощущение пустоты и оставленности. В таких ситуациях нужно внимательно проанализировать свою жизнь и понять, в чём наделал ошибок. Когда находится проблема и причина неправоты, сразу становится легче.

Сомневаюсь, но причащаюсь?

Как быть с причастием, если одолело сомнение в вере? Господь говорит: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37). Вспомним историю об исцелении бесноватого отрока: «Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк. 9:23-24). Мы тоже такие: и верим, и не верим, в одном каемся — в другом нет. Главной молитвой в период ослабления веры пусть будут слова: «Верую, Господи! Помоги моему неверию!» Если готовиться к причастию с мыслью: «Вот я сейчас укреплюсь в вере, а потом пойду причащаться», — то никогда до причастия не дойдём. «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4:13). Если мы понимаем, что пришло время испытания нашей веры, то к кому бежать, если не ко Христу? Если болит нога или сердце — куда мы идём? В больницу, даже если не верим, что нам там помогут. Когда болит душа, не хочет ни молиться, ни поститься — куда бежать? Ко Христу, чтобы Он укрепил нас, дал силы жить и верить. В современном мире очень сложно выжить без фундамента, который даёт вера.

Священник Димитрий Паламарчук
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (196) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания

2 марта - Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания
Прощеное воскресенье Заговенье на Великий пост

В последнюю подготовительную перед постом «Неделю сыропустную, изгнание Адамово” – мы будем вспоминать падение человека, страшное катастрофическое событие грехопадения, как человечество утратило рай, единство с Богом, единство друг с другом, гармонию с тварным миром. Человек отпал от Бога... далее Рубрики:

Прощеное воскресенье

2 марта - Прощеное воскресенье

Прощеное воскресенье – последний день перед Великим постом. В этот день все православные просят друг у друга прощения за причиненные обиды — чтобы приступить к посту с доброй душой, сосредоточиться на духовной жизни. А вечером накануне наступления Великого поста в храмах совершается вечерня с Чином прощения. После вечерни, священник подает пример и первый у всех просит прощение. После этого, все прихожане подходят и испрашивают у него прощение, а также и у друг друга. В этот день, все делают все от себя возможное чтобы со всеми примириться... далее

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »

8 марта — Обретение мощей блж. Матроны Московской далее »

9 марта — Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия далее » Первое и второе обретение главы Иоанна Предтечи далее »