Как быть, если всё время замечаешь чужие грехи?
Чужие грехи проще заметить, чем свои, это факт. Но что делать, если греховность окружающих не даёт покоя и отвлекает от работы над самим собой? Можно ли как-то изменить ситуацию? Обсудили проблему со священником Димитрием Паламарчуком.
Раздражающее зеркало
Как быть, если всё время замечаешь чужие грехи? Проще всего ответить на этот вопрос двумя словами: «Не замечать», — но так не бывает. Ещё Господь в Евангелии говорит: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3). Он указывает на качество, о котором мы говорим, потому что оно свойственно человеку. В принципе, замечать чужие грехи — это нормально: мы ведь не видим себя со стороны, только окружающих. Однако это не значит, что можно расслабиться и продолжать заниматься созерцанием чужой греховности в своё удовольствие. Если вы заметили в себе такую склонность, надо разбираться в её причинах.
Лет шесть назад я обратил внимание, что есть несколько людей, которых я на дух не переношу. Мы вынужденно пересекались довольно часто, и они меня очень раздражали. Я начал анализировать, почему так происходит, и понял, что раздражительность моя на самом деле касается не их: я видел в них проявление тех черт, которые терпеть не мог в самом себе. То есть проблема была не в их поведении, а во мне. С тех пор я начал иначе относиться к этим людям. Ко мне пришло осознание очевидного: люди могут ошибаться, но это нормально. Ещё я понял, что нужно не с людьми конфликтовать, не рассказывать, в чём они не правы, не требовать, чтобы они были ответственнее или вежливее, а себя менять: самому становиться лучше, вежливее и ответственнее.
Не поучать
Итак, мы все — живые люди, смотрим по сторонам, замечаем окружающих и их недостатки, с которыми смиряемся или нет. В целом это нормально. Ненормально, когда, видя грехи другого, мы начинаем указывать на них, поучать, назидать — притом, что нас об этом не просят. Это вопрос воспитания и внутреннего такта: если человек не спрашивает, не стоит говорить, прав он или нет.
Есть лишь одна группа людей, которые имеют право указывать другим на недостатки и грехи — это родители. Они не могут себе позволить сказать: «Не буду ничего говорить, а то вдруг обижу!» Если они замечают у ребёнка какие-то грехи и пороки, им стоит обратить на них особое внимание. Родитель обязан это делать, это его ответственность. Сюда можно также добавить учителей, тренеров и всех людей, работающих в сфере воспитания и обучения.
Важные вопросы
Если вы заметили, что некий человек грешит, то прежде чем что-то говорить или как-то реагировать, неплохо бы разобраться, грех ли это, осознанно он делает плохое или нет. Порой некоторые поступки бывают результатом неправильного воспитания или каких-то обстоятельств жизни, которых мы не знаем. Например, человек ворует. Это грех? Да. А если у него клептомания, то это уже не грех, а болезнь.
Когда православный ходит и обличает всех вокруг — это очень печальное зрелище. Если мы говорим человеку о его грехе без желания помочь, ничего говорить нельзя. Да, ситуации бывают разные, порой случается так, что молчать нельзя. Если совесть не позволяет молчать — не нужно, но даже в этом случае вести себя нужно деликатно. Говорить правду нужно уметь, более того: надо учиться понимать, готов ли человек эту правду принять. Чаще всего он будет отрицать ваше утверждение. Есть ли смысл указывать на грехи тому, кто закрывается от правды?
Обличать — это вообще не наша задача. Другу можно сказать честно, что вы думаете о его грехах, а вот с посторонними нужно быть осторожнее. Мы живём в обществе, которое очень негативно воспринимает критику, поэтому к разговорам о грехах нужно подводить людей очень мягко. Когда они сами задают какие-то вопросы — тогда пожалуйста, но до того острые углы лучше обходить, потому что люди сразу закрываются, чувствуя какую- то угрозу и опасаясь, что их будут обличать и ругать.
Всегда ли грехи других людей, которые мы замечаем, зеркало наших собственных?
Нет, не всегда — хотя правды ради надо заметить, что в той или иной степени в нас есть большинство страстей, присущих человеку. Просто некоторые из них не развиты в значительной степени благодаря тому, как складывалась наша жизнь. Поэтому, когда вы видите чьи бы то ни было грехи, можете не искать в себе такие же, просто осознайте: вы настолько же повреждены грехом, сколько и ваш ближний. Узнайте себя в нём именно в этом смысле.
Не надо думать, что если люди совершают какие-то грехи, то они неисправимы. Я противник пословицы «горбатого могила исправит» и уверен, что при жизни каждый человек имеет возможность измениться. Также не надо осуждать людей за то, что они совершают ошибки: неизвестно, почему они стали их совершать. Не исключено, что, попав в такую же ситуацию, вы бы грешили ничуть не меньше, а то и больше. Так что лучше заняться своей духовной жизнью, чем осуждать других.
Учимся любить и молиться
Главное, чему должен научиться православный человек — это отделять грех от грешника. Если мы не умеем говорить о грехе, не обвиняя человека, нам лучше молчать. Это будет проявлением любви, что однозначно важнее, чем осудить человека. Желательно вообще не судить, кто более грешен, кто менее. Спаситель говорил: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк. 13:4-5).
Не наша задача — определять меру греховности других людей. Наша задача — проявить к ним любовь. Как это можно сделать? Помолившись! Часто люди думают, что изменить грешного человека можно только нравоучениями или какой-то активной помощью. Если же он от этой помощи отказывается, а нравоучения слушать не хочет, то считается, что помочь больше ничем нельзя. Но это не так: мы можем молиться о нём. Если Господь учит молиться о врагах, то тем более нужно делать это по отношению к тем, кто нам небезразличен. Возносить молитву можно и нужно обо всех — и крещёных, и некрещёных, и иноверцах, и преступниках. Евхаристическое общение совершается только между христианами, но личное обращение к Богу может быть о ком угодно — даже о любимых музыкантах, писателях и актёрах, почему нет? Молитва — это лучшее, что мы можем сделать для тех, кого любим, и тех, кто нас раздражает.
Итак, подытожим. Если вы всё время замечаете грехи других людей, то:
- обратите внимание — может быть, вам таким образом показывают, в чём вы сами грешны;
- постарайтесь понять, что другой человек точно так же повреждён грехом, как и вы;
- постараться выяснить причины, по которым человек грешит — это может быть болезнь, проблемы воспитания, особенности жизненного пути и многое другое;
- учитесь отделять грех от человека, старайтесь проявить к ближним если не любовь, то хотя бы понимание;
- напомните себе, что пока человек жив, он может стать лучше;
- молитесь о тех, чьи грехи вас раздражают, это очень важно и вам, и тому, кто грешит.
Священник Димитрий Паламарчук
Записала Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия
Просмотрено (191) раз