«Свят Господь Бог наш – и ты будь таким же! Люби ближнего и дальнего»
2 января Церковь празднует память святого праведного Иоанна Кронштадтского – прозорливца, чудотворца, проповедника, духовного писателя. Священника, чья ревность и почивающая на нем благодать Божия привлекала к нему множество народа. Совсем скоро желающих исповедоваться у него было так много, что ему приходилось устраивать общую исповедь. На таких исповедях в Андреевском соборе, по оценкам, собиралось до 5–7 тысяч человек. Многие без стеснения выкрикивали свои самые жалкие и низкие грехи и вместе с этим – получали исцеления от них. Не исчислить всех чудотворений и даров, которыми был наделен этот пастырь Христов. Количество стекавшихся к нему нуждающихся, скорбных, больных людей явно свидетельствовало о том, что это великий и славный помазанник Божий.
В день памяти святого предлагаем узнать, что же думал батюшка Иоанн о любви к ближнему и как ее стяжать.
*
Любить ближнего, как себя самого, значит молиться за живых и умерших, родных и неродных, знакомых и незнакомых, за друзей и врагов все равно как за себя и желать им столько же добра, спасения души, сколько себе. Этому и научает Святая Церковь в своих ежедневных молитвах.
*
Любить ближнего, как себя, значит еще любить всякого без лицеприятия, несмотря на то, беден он или богат, хорош собой или нет, стар или юн, знатный или простой, здоровый или больной; полезен нам или нет, приятель или враг, потому что все равно Божий, все по образу Божию, все – чада Божии, члены Христовы (если православные христиане), все члены наши, ибо мы все «одно тело и один дух» (Еф. 4: 4), всем одна Глава – Христос Бог.
*
Всех люби, особенно возлюби тех малых, которые имеют нужду в тебе, в твоем снисхождении, в твоей помощи, в твоем покровительстве, любовь и уважение к которым у тебя упали до нуля.
Любить ближнего, как себя, сочувствовать ему в радости и печали, питать, одевать его, если он нуждается в пище и одеянии, дышать с ним, так сказать, одним воздухом считай так же обыкновенным делом, как питать и греть себя, и не думай как о добродетели о делах любви к ближнему, чтобы не возгордиться ими. «Мы члены друг другу» (Еф. 4: 25).
*
Бог долготерпелив и милосерд к тебе: ты это испытываешь каждый день многократно. Будь и ты долготерпелив и милосерд к братии своей, исполняя слова апостола, который о любви говорит прежде всего так: «Любовь долготерпит, милосердствует» (1 Кор. 13: 4). Ты желаешь, чтобы Господь услаждал тебя любовью Своею – услаждай и ты сердца других нежной любовью и ласковостью обращения.
*
Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий.
Люби всякого человека, несмотря на его грехопадения. Грехи грехами, а основа-то в человеке одна – образ Божий
Обращайся с ближним совершенным сердцем, то есть истинно и с любовью, какую имеешь к самому себе, да и ближний твой возлюбит тебя, а если и не возлюбит, то по крайней мере да почтит в лице твоем добродетель твою и проникнется к ней уважением, сам да возревнует о ней.
*
Люби ближнего, как самого себя; ибо, любя ближнего, любишь себя, и, ненавидя ближнего, прежде всего делаешь вред себе, прежде всего ненавидишь свою душу. Ты это по опыту знаешь. О, премудрые, зиждительные и животворные законы Господни! Как благо исполнять их, хотя лесть греховная и делает трудным исполнение их. Как благо для души иго Господне и легко бремя Его, то есть Его повелений!
Приноси в жертву любви к ближнему то, что дорого тебе. Приноси своего Исаака – свое сердце многострастное – в жертву Богу, закаляй его своим произволением, распинай плоть со страстями и похотями. Все получил от Бога, будь готов отдать все Богу, чтобы, быв верен в малом Господу своему, ты был поставлен потом над многим.
*
Помни, что ты всегда ходишь перед лицом Сладчайшего Иисуса. Говори себе чаще: я хочу жить так, чтобы жизнь моя радовала Любовь мою, распятую ради меня на кресте. Особенно же я возьму себе спутницу и подругу жизни моей Любовь святую, всех вмещающую в моем сердце, жаждущую спасения всех, радующуюся с радующимися и плачущую с плачущими: это особенно утешит моего Утешителя Христа.
Чтобы тебе испытать себя, любишь ли ты ближнего по Евангелию, обращай на себя внимание в то время, когда люди обижают тебя, ругают, смеются над тобой или не дают должного, принятого в общежитии почтения, или когда подчиненные погрешают против службы и бывают неисправны. Если ты в это время спокоен, не исполняешься духом вражды, ненависти, нетерпения, если продолжаешь любить этих людей так же, как и прежде, до их обид, неисправности, то ты любишь ближнего по Евангелию, а если раздражаешься, сердишься, смущаешься, то не любишь.
*
Доселе ты не научился любить ближних. Ты отвечаешь на нерасположение к тебе людей своим нерасположением. Делай напротив: на нерасположение к тебе других отвечай сердечным расположением и любовью; чем больше видишь нелюбви к тебе, тем больше люби. Нелюбовь есть болезнь, а больного надо больше жалеть, большую заботливость, большую любовь оказывать ему потому именно, что он болен. Не знаешь ли, что враг бесплотный над всеми коварствует, всех заражает ядом ненависти? И ты не изъят от его коварства. Не служи же ему, духу вражды, а служи со всем усердием Богу любви. Помни, что Бог Слово умер за братию твою.
*
Если будешь иметь христианскую любовь к ближним, то будет любить тебя все небо; если будешь иметь единение духа с ближними, то будешь иметь единение с Богом и со всеми небожителями; будешь милостив к ближним, а к тебе будет милостив Бог, равно и все Ангелы и святые; будешь молиться за других, а за тебя все небо будет ходатайствовать. Свят Господь Бог наш, и ты будь таков же.
*
Все жертвы и милостыни нищим не заменят любви к ближнему, если нет ее в сердце; потому при подаянии милостыни всегда нужно заботиться о том, чтобы она подаваема была с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадой и огорчением на них.
Подавай милостыню с любовью, от искреннего сердца, охотно, а не с досадой и огорчением
Любовь к Богу и ближнему в настоящем нашем поврежденном состоянии без самопожертвования не бывает и быть не может; кто хочет исполнить заповеди о любви к Богу и ближнему, тот должен заблаговременно обречь себя на подвиги и лишения ради любимых. «Любовь познали мы в том, что Он (Христос) положил за нас душу Свою» (1 Ин. 3: 16). «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15: 13).
Одним много, другим мало дает Господь для того, чтобы мы промышляли друг о друге. Так устроил Господь, что если мы щедрыми дарами Его благости охотно делимся с другими, то они служат в пользу души и тела, раскрывая наши сердца для любви к ближним, а умеренностью употребления их служа и в пользу тела, которое не пресыщается и не обременяется ими.
*
Ты озлобляешься на ближнего, презираешь его, говорить с ним мирно и любовно не хочешь за то, что он имеет нечто грубое, отрывистое, небрежное, неприятное тебе в своем характере, в своей речи, в своих манерах; за то, что он сознает свое достоинство, быть может, и больше надлежащего или что он несколько горд и непочтителен; но ты виновнее его, врач и учитель ближнего: врачу, исцелися сам (ср.: Лк. 4: 23); учитель, научись сам. Злоба твоя есть горшее зло всякого зла; злобою разве можно исправлять зло? Имея бревно, разве можно вынимать у другого спицу?
*
Желаешь, чтобы твои соблазнительные грехи были покрыты снисходительной, все покрывающей (грехи) любовью ближних; как бы ты был им благодарен, с какой бы любовью обнял, поцеловал их за их все терпящую любовь; как это снисхождение облегчило бы без того тяжкую скорбь твою о грехах, ободрило и укрепило твою немощь в борьбе с ними, укрепило бы дух твой упованием на милосердие Божие! Но чего желал бы ты себе в подобных случаях, того желай, то делай и брату; он твой член и член Христов: «возлюби, – сказано, – ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22: 39).
Праведный Иоанн Кронштадтский
Просмотрено (213) раз