Почему Христос не воплотился сразу после грехопадения наших прародителей?
Зачем понадобилось столько времени и столько родов до Рождества Христова? Почему Христос не воплотился сразу после грехопадения наших прародителей?
В прошлое воскресенье, в неделю святых праотец, дорогие братья и сестры, Церковь предлагала нам для назидания евангельскую притчу о званых на вечерю. Напомню, основной мыслью этой притчи было то, что не многие люди из-за суеты житейской и своей мнимой самодостаточности готовы разделить трапезу Господню, то есть прийти в храм для участия в Таинстве Евхаристии. Много званых, но мало избранных (Лк. 14: 24). На призыв Божий откликаются лишь нищие, увечные, хромые, слепые, то есть те люди, которые видят и осознают свои грехи и чувствуют себя погибающими.
В эту неделю святых отец, в самый канун Рождества Христова, читается Евангелие, где перечислены древние ветхозаветные праведники, вошедшие в родословную Спасителя (см. Мф. 1: 1–25). Это те люди, которые жили верою в грядущего Искупителя мира, которые терпеливо на протяжении тысячелетий непосредственно готовили Святую Вечерю Господню. Названы 14 родов от Авраама до Давида, 14 родов от Давида до переселения в Вавилон и 14 родов от переселения в Вавилон до Христа.
Среди них на первом месте святой патриарх Авраам, отец верующих, от которого по обетованию Божию произошел великий народ. Среди святых отцов также патриархи Исаак, Иаков, Иосиф, царь и пророк Давид, царь Соломон, который построил величественный храм в Иерусалиме и чьей мудростью восхищаются многие поколения людей. Среди святых отцов множество и других людей, богатых и бедных, живших верою в грядущего Искупителя.
Возникает вопрос: «Зачем понадобилось столько времени и столько родов до Рождества Христова? Почему Христос не воплотился сразу после грехопадения наших прародителей?» Господь спасает нас не без нас, – учит прп. Максим Исповедник. Кроме того, любому человеку, как осознающему свои грехи, так и не осознающему, как объясняет святитель Феофан Затворник, часто не хватает решимости начать вести новую святую жизнь. Грешник сравнивает себя с другими людьми, и ему кажется, что на их фоне он еще неплохо выглядит, поэтому откладывает время своего исправления на более поздний час. Вместе с тем, каждый из нас удобопреклонен ко греху. Так, в грехах, может пройти вся жизнь. Это можно наблюдать даже на примере израильских царей Давида и Соломона и многих других ветхозаветных праведников. Несмотря на то что они сподоблялись непосредственных откровений Божиих, они также могли, как мы читаем в священной Библейской истории, впадать в самые страшные грехи, которые затем долго омывали слезами покаяния. Пожалуй, в этом главная причина того, что с момента грехопадения наших прародителей понадобилось более 5000 лет. Необходимо было взрастить поколение людей, не только осознающих нужду в Искупителе, но и имеющих решимость жить свято, не грешить. Такое время наступило лишь тогда, когда от святых праведных богоотец Иоакима и Анны родилась Пресвятая Дева Мария. Лишь Она смогла, как поется в одной из праздничных стихир, вместить Невместимого, то есть безсеменно зачать и родить Спасителя нашего Господа Иисуса Христа.
Нам, дорогие братья и сестры, непросто достичь святости, потому что мы все много согрешаем. Часто нам не хватает решимости и твердости больше не впадать в беззаконие. Кроме этого, у каждого есть близкие, друзья, знакомые, дети, которые еще не увидели своего несовершенства, не осознали греховности и не ходят в храм Божий. Из-за этого мы расстраиваемся и скорбим. Однако эта неделя святых отец показывает, что процесс исправления человека может быть очень долгим и непростым. Никогда не надо отчаиваться в исправлении самого себя и других. Главное, чтобы у нас хватило терпения спокойно, с любовью, ежедневным собственным примером и кроткими словами неназойливо наставлять наших ближних.
В воскресные и праздничные дни многие из нас приводят в храм своих детей. К сожалению, чем старше они становятся, тем с меньшим желанием сюда приходят. Можно все списать на сложный переходный возраст, но основная ответственность за нелюбовь к храму у наших детей лежит на взрослых. Мы вовремя не смогли толком разъяснить, зачем ходить в храм, что здесь происходит, не пояснили смысл основных молитв, — одним словом, не заинтересовали. Из-за этого все проблемы. Не меньшая вина лежит на нас, священниках. Если родители могут не знать, как детям все разъяснить, ибо большинство, хотя и стоит в храме, но тоже мало что понимает, то мы, пастыри, не позаботились попросить активного прихожанина, любящего детей, чтобы он терпеливо, ненавязчиво и интересно раскрывал им порядок богослужения и его символику.
Итак, никогда не будем отчаиваться и опускать руки, но терпеливым и неотступным назиданием себя и других, как заповедует Господь, будем спасать наши души (см. Лк. 21: 19). Аминь.
Архимандрит Маркелл (Павук)
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (171) раз