Как с духовной пользой провести время Святок?
Довольно распространенная ошибка после длительного поста в период Святок или Светлой седмицы распоясаться и вернуться в привычную грешную «допостовую» жизнь. Но так быть не должно. Убеленные Таинствами, молитвою и постом одежду души не будем пачкать грязью. Пост – это не соревнование. А Рождество Христово – это не финиш. Это всё – жизнь во Христе. Вертикальная, восходящая вверх, в горняя, жизнь во Христе, как писал святой праведный Иоанн Кронштадтский. Здесь пост и Святки периоды, органически увязанные в одно целое – в одно спасительное целое.
Поэтому не должно быть так, чтобы в Рождественский пост – храм, исповедь, причастие и молитва, а в святки пульт – от телевизора, еда, не вставая с кровати, обжорство и пьянство, гуляния и прочее. Понятно, должен быть привал, можно и нужно покушать, можно побыть с семьей, погулять с детьми, пройтись. Но храм, богослужение, молитва, которые занимали центральное место в пост, должны занимать его тем более в Святки, когда, по слову апостола Павла, ты уже не раб, но сын. И когда на землю сходит особая благодать Святого Богоявления. Она буквально разлита в воздухе. Не отворачивайся от нее.
Дальше живи по правилу преподобного Серафима Саровского, а именно: продолжай стяжать благодать Святого Духа. С привалом, с отдыхом, но не с расслаблением и не свинарником.
Ведь вспомним тропарь Рождества Христова: «Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе». Здесь то, что Рождество Христово возсияло мирови свет разума и то, что Спаситель назван Солнцем правды, это не только метафора, но и духовная реальность, жизнь. Свет Христов – это духовная реальность. Вспомним, что в Церковном Предании Вифлеемская звезда – это некая духовная сущность (может, Сам Бог, может, святой Ангел), которая вела волхвов к вертепу, где родился Богомладенец. Вспомним также и святого пророка Моисея, у которого от длительного сорокадневного общения с Всевышним лицо сияло как солнце. И он вынужден был закрывать лицо, потому что люди не могли на него смотреть. Вспомним и Преображение Господне, вспомним и евангельское обещание Спасителя: «тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит» (Мф. 13:43), вспомним и многих святых, которые реально видели нетварный Фаворский свет и сами были проводниками этого света Божественного. И это не сказки, но духовная реальность. И этот свет особенно чувствуется в периоды Святок и Светлой седмицы. Так будем же и мы, дорогие братья и сестры, причастниками и проводниками этого Света. Оставим дела тьмы, дела греха! Не будем скатываться вниз. Но по проложенной Богомладенцем Христом дороге, залитой светом, пойдем в преогромный белый Божественный свет, который освятит и преобразит нас.
Христос рождается! Славите! Христос с небес! Срящите!
Иерей Андрей Чиженко
Источник: Православная Жизнь
Просмотрено (132) раз